суббота, 22 мая 2010 г.

3D-евятое царство

Стереотехнологии не только успели как следует обосноваться в кинотеатрах — они уже готовы проникнуть в наш дом. Чем это грозит? Глядим в оба!

Наденьте очки, господа! «Шрек» — навсегда! Целый мир проносится мимо вашего носа крылатым ящером «Аватара», обрушивается «Осадками в виде фрикаделек», засасывает, как Алиса в свою Страну Чудес. И нет больше границ между экраном и зрителем, между реальностью и иллюзией. Вот только… новый формат — это, конечно, круто, но степень его влияния на человека ещё до конца не изучена. Так, после просмотра «Аватара» житель Тайваня… умер.

Настоящие стереофлагманы
Давайте сначала всё же о хорошем. Да, на смену плоскому изображению приходит объёмное, и это настолько же серьёзно, как в далёком 35-м году прошлого столетия — тогда цветное кино вытеснило чёрно-белую плёнку. Да, у россий­ских кинематографистов был реальный шанс стать первооткрывателями 3D: в 70 –80 годах XX века в стереокино нам не было равных! В 1976 году в СССР впервые в истории человечества была осуществлена кинопроекция голографического фильма.
А в области «очкового» стереокино мы шли нос в нос с США. Сами же американцы вручили советской системе стереокино премию «Оскар» за технические достижения в области объёмного кино, признав технологию съёмки и показа стереофильмов «Стерео-70» одной из лучших в мире, несмотря на наличие своей собственной технологии двухкамерной стереосъёмки.
Но на каком-то этапе, как это часто у нас бывает, проморгали. Или денег не хватило, а может, нет пророка в своём отечест­ве… Тем не менее сегодня кинематограф пусть и не с первой попытки (это, кстати, третий приход стереокино в кинотеатры за последние 70 лет), но всё же родил новый вид искусства — 3D.

Эффект — в разбег
«Мы и без стереокино видим окружающее пространство в трёхмерном изображении — достаточно покрутить головой, — говорит директор видеопроизводственной компании Studio Grin Сергей Гридин. — Но новое технологическое решение съёмки позволяет нам видеть объёмно ещё и фильмы. Чем же для нашего мозга объёмная картинка отличается от плоской? Известно: глаза у нас расположены друг от друга на некотором расстоянии. Поэтому точка зрения левого глаза отличается от точки зрения правого. Если мы наблюдаем обоими глазами абсолютно одинаковое изображение, то оно воспринимается плоским. Для того чтобы предмет на экране стал настолько объёмным, что его захотелось потрогать, нужно просто два разных кадра для каждого из глаз. Для этого потребуется камера с двумя объективами, разнесёнными так же, как наши глаза, на некоторое расстояние. Всё это относительно просто, сложнее сделать так, чтобы собственно в левый глаз попадал только левый кадр, а в правый — правый. Для этого используется разделение кадров по длине световой волны и осуществляется следующим образом: на стороне проектора ставится вращающееся колесо с фильтрами, создающее для каждого «обычного» кадра комплект из шести «объёмных»: красный, синий и зелёный кадры для левого глаза и такая же тройка, но со своим оттенком — для правого. Соответственно, зрителю выдаются очки, стёкла которых также содержат светофильтры, делящие поток кадров для правого и левого глаза».

Открой глаза!
А вот теперь давайте о грустном. Объёмное видео, буквально вылезающее из экранов, мониторов, телефонов, видеоплееров, при всей своей волнующей и обескураживающей классности, однако заставляет кружиться головы и сказывается скачками давления у доброй трети зрителей, а несчастного тайваньца — помните? — и вовсе свело в гроб. В чём тут дело?
«На самом деле мы видим не глазами, а… головой! — говорит врач-офтальмолог Юлия Клевакина. — Точнее, головным мозгом. Он разбивает визуальный образ на компоненты и исследует каждую отдельную часть, после чего снова соединяет их в одно целое. Просматривая 3D-формат, мы невольно ассоциируем себя с героями фильма и буквально пропускаем все события через свой мозг (в отличие от эффекта диссоциации при обычном изображении). Так называемый центр эмоций, который расположен по соседству со зрительным анализатором, особенно интенсивно «считывает» впечатления — и положительные, и негативные. Это вызывает незамедлительную реакцию организма. Положим, если вы смотрите ужастик или триллер, в кровь активно вбрасывается адреналин. Этот гормон вызывает сужение сосудов, приток крови к головному мозгу сокращается, наступает кислородное голодание. Данное состояние может выражаться в головокружении, головных болях, снижении зрительных функций (нарушение цветовой чувст­вительности, затруднение адаптации глаз к окружающей обстановке, болезненные ощущения в глазах). И нельзя не отметить, что 3D-формат оказывает влияние на психику человека в целом».
При этом нужно понимать, подчёркивает специалист, что у взрослых больше «психических фильтров», они лучше отделяют реальность от вымысла, дети в этом смысле более нестабильны. В тех же 3D-фильмах вроде «Аватара» наряду с положительными впечатлениями некоторые эпизоды могут спровоцировать у них агрессию, ненависть, злобу. Всё это впоследствии может проявиться актуализацией дремлющих в подсознании страхов, повышенной возбудимостью, нарушениями сна. Что касается офтальмологических «побочных эффектов», то частое мерцание цвета, неестественная контрастность и плохая цветопередача — всё это даёт повышенную нагрузку на зрение. Например, у людей с миопией (близорукостью) может снижаться способность чётко различать предметы, что в свою очередь приводит к прогрессированию болезни.
«Едва ли можно дать совет, как часто разрешается смотреть фильмы в новом, непривычном для нас 3D-формате, — добавляет Юлия Клевакина. — Всё зависит от состояния вашего здоровья, качества используемых очков, жанра кинофильма и ещё многих факторов. Вообще, по степени нагрузки на глаза 3D-фильмы можно сравнить с компьютером — то же мерцание, та же неправильная контрастность. То есть, если вы заядлый компьютерщик, не стоит увлекаться 3D-фильмами, и наоборот».
Елена БАРАНОВА

МНЕНИЕ
Андрей Загидуллин, челябинский кинорежиссёр:
«Хороший фильм — это кино, которое «работает» всегда и везде, даже будучи зажатым в 3GP на экране мобильника. Если кино интересно смотреть только в кинотеатре — значит кино плохое. Интересно только когда в 3D — значит кино плохое. Для меня 3D — это интересный эффект в первые 20 минут фильма, о котором полностью забываешь и смотришь кино остальной час. Но освоить технологию производства кино в трёхмерном формате мне хотелось бы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий