суббота, 29 января 2011 г.

Евросоло по солярке

Долгие годы дизельное топливо занимало в нашей стране позицию самого дешёвого. И вот — второй раз за всю свою историю — оно попрощалось с этим гордым званием…

К перманентному повышению цен на бензин мы уже привыкли. Всеми правдами (а чаще — неправдами) его стоимость подскакивает как минимум дважды в год. Но солярка?.. То, что в некоторых россий­ских регионах, в том числе и нашем родном Челябинске, она стала дороже, чем А-95, вызывает недоумение. Это мягко говоря.

На самом деле большин­ство из нас пока ещё просто не задумывались, не оценивали, что это вот удорожание «самого дешёвого топлива» потянет за собой целый ряд весьма неприятных перемен. А ведь тут вам и повышение стоимости грузоперевозок (а соответственно, продуктов и всевозможных товаров), и цены на жильё — как пить дать, подскочат. Про сельское хозяйство я вообще промолчу — лучше выпью, не чокаясь. Скажете, слишком мрачные прогнозы? Да куда уж там… Учитывая, что на дизтопливе у нас пашет вся промышленная и сельскохозяйственная техника — от малогабаритных грузовичков до «БелАЗов» и тракторов, — это я ещё преуменьшаю «мрачность».
Но всё это только будет, а пока всех нас, конечно же, волнует один вопрос: «Почему?» Почему соляра, которая в прежние времена по сравнению с бензином, можно сказать, практически ничего не стоила, вдруг возглавила гонку бешеных топливных цен? Те, кто нам это самое повышение устроил, выдвигают разные обоснования.

Аргумент первый, евроэкологический

Главное объяснение нынешнего роста стоимости заключается в том, что производство зимнего вида дизтоплива обходится дороже — за счёт добавления различных присадок. Дело в том, что при понижении температуры парафины, содержащиеся в топливе, начинают кристаллизироваться. Из-за этого забиваются топливопровод, фильтры, страдает топливная аппаратура. Чтобы избежать подобного эффекта, и нужны специальные присадки.
И что? Эти самые присадки только нынешней зимой стали добавлять? Нет, говорят, и раньше добавляли. Какого же тогда?.. А такого, отвечают нам, что экологические нормы изменились. Это ж только у нас, в России, требования к дизельному топливу действовали десятилетиями, а вот в Европе они постоянно обновляются. К примеру, по содержанию серы стандарты этих стран до 1996 года находились в пределах 0,2–0,3 процента. После они значительно ужесточились. В настоящее время в соответствии со стандартом «Евро-4» этот показатель должен составлять 0,005 процента (или 50 миллиграммов на килограмм топлива). «Евро‑5» ещё жёстче — 0,001 процента.
Чем меньше серы содержится в топливе, тем дольше служит каталитический нейтрализатор в современных автомобилях. В нём дожигается токсичный оксид углерода, не сгоревшие в двигателе углеводороды и вредные оксиды азота. При концентрации серы менее 50 мг/кг нейтрализатор будет исправно работать не один десяток тысяч километров, а при «советских» 2000 мг/кг он перестанет функционировать уже после нескольких заправок: сера, взаимодействуя с драгоценными металлами нейтрализатора, сводит их химическую активность на нет.
Россия, естественно, нынче не может позволить себе этим нормам не соответствовать. Значит — надо менять устаревшее оборудование на нефтеперегонных заводах, а это денег стоит.
К тому же сера, против которой так борется Евросоюз, напрямую влияет на смазывающие свойства топлива. Чтобы компенсировать её отсутствие, в солярку вводится специальная добавка. Естественно, что она тоже стоит денег.

Аргумент второй, макроэкономический

Дизельное топливо сегодня пользуется огромным спросом на Западе. И значит, торговать им на экспорт — ой как выгодно. Вот только оно должно быть очень качественное. А значит, производителям пришлось раскошелиться, опять же, на суперсовременное оборудование. Не могут же они такую супер-пупер-солярку этого самого экспортного качества на внутреннем рынке задёшево продавать! Никак не могут. Так что, хотите ездить на «евротопливе» — платите за него евроцену. Ах да, к этому же аргументу можно присовокупить и то, что высокий спрос на Западе нашей стране, естественно, аукнулся дефицитом солярки. А дефицит — это мы ещё с советских времён помним — всегда стоит втридорога.

Аргумент третий, инфляционный

Инфляция, которая в нашей стране, как известно, по темпам вообще вне конкуренции, естественно, любимый «припев» к любому повышению. Вот и производители дизтоплива на неё кивают: мол, в прошлом-то году мы за ней, за инфляцией, не гнались. Ну смотрите, смотрите: за 12 месяцев топливо подорожало на 6,5 процента, в то время как инфляция составила аж 8,8! То есть себе в убыток сработали нефтяные магнаты, чуть ведь без последних порток не остались! Так что нынче имеют полное моральное право наверстать упущенное. Тем паче, что и инфляция на месте не стоит…

Уверен, у топливных королей со товарищи найдётся ещё с десяток аргументов и обоснований. Да только нужны ли они нам? Нет, не нужны. Нужна честная цена на солярку. Да только не будет её. Как нет, например, обещанного снижения ставки транспортного налога (а ведь этим самым снижением законодатели обосновывали повышение акцизов на топливо). Как нет до сих пор обещанного федерального дорожного фонда. Нет этого, и, скорее всего, не будет. Зато дальнейшее повышение цены на солярку (а вслед за ней — и на бензин) гарантированно. И 28 рублей за литр дизтоплива, которые эксперты предрекают уже в мае, — это так, цветочки. То ли ещё будет!
Родион РАЗИН

Комментариев нет:

Отправить комментарий