суббота, 10 октября 2009 г.

Блатные номера. Мифы и реальность

Дорогая, мощная, шикарная машина — это круто. Ещё круче, когда твоя «лошадка» бегает под красивым номером. Или уже не круче?

Мало иметь дорогой престижный автомобиль. Какой с него толк, если тебя могут остановить на каждом посту, обыскать, проверить документы у твоих спутников, а то и целый час «пробивать» машину на угон? Солидному человеку такие проблемы ни к чему, собственно как не хочется ему быть по-хамски «подрезанным» на дороге какой-нибудь «Газелью».

Так уж устроена психология нашего человека, что помимо славы и богатства ему жизненно необходима пусть маленькая, пусть надуманная, но привилегия. Ну в крови это у нас! С советских времён в крови! Впрочем, если говорить про таинство автомобильных номеров, то здесь скорее имеют место быть такие человеческие слабости, как ощущение превосходства, стремление к солидности или же просто банальный понт.

Меченные властью
Так называют номерные знаки, принадлежащие силовым ведомствам и госструктурам. Впрочем, всё вышеизложенное актуально для столиц, где и автомобилей в разы больше, и всевозможных «структур». В Челябинске же реальную силу имеют лишь «Три Ольги» — серия ООО, да и то определённые сотни, указывающие на принадлежность машины к автопарку областной или городской администрации. Самая-самая — первая сотня, обозначающая, что у владельца данного авто — высшая степень влияния в регионе. Например, ни для кого не секрет, что на автомобиле с номером «О 001 ОО» передвигается первое лицо области.
А вот девятая сотня этой серии в среде тех, кто понимает номерную азбуку, говорит лишь о том, что у наездника «лошадки» под номером «О 9… ОО» куча денег, да и только. Уважаемой в среде автолюбителей считаются и «Три Анны» — серия ААА, хотя никакого статуса она не имеет вообще, но может свидетельствовать о «достойном» круге знакомых своего владельца. Серия УУУ, которая не так давно стала фигурировать на машинах городской администрации, пока в касту уважаемых не попала.
Собственно на этом все блатные номера в нашем городе и заканчиваются. Есть, конечно, свои серии у силовиков, но они крайне незначительны в общей массе, и у частников широкой известности не имеют. В отличие от той же столицы, где о номерах, скажем, серии ЕКХ (ФСО России, в народе прозваны «еду как хочу») слагают целые легенды.

Эй, красивый!
Можно с уверенностью сказать, что все остальные крутые комбинации букв и цифр у нас в городе, как сказали бы в Одессе, просто «красивый прикид под блатного». По большому счёту, никакой смысловой, «статусной» нагрузки такие номера сегодня не несут. И индульгенцию на дороге владельцу не обеспечивают.
В разряд «красавчиков» входят: номер, состоящий из одинаковых цифр (111, 555), одинаковых букв, «нулёвки» (100, 200…) и «зеркальные» номера (101, 505). Особый шик — когда номер совпадает с маркой авто, например, «206» на Peugeot-206.
Наивно думать, что челябинский гаишник вытянется в струнку, завидев на морде вашего джипа «555» или даже «999». Все номера, действительно «меченные властью», сотрудники ГИБДД в нашем городе (и области) знают наизусть, и поразить такой «красотой» удастся разве что подростков во дворе. Зато стать приметным с таким номером у вас есть все шансы. А если, как говорится, нет статуса, стоит ли платить?

Почём номерок?

Как рассказали нам завсегдатаи одного из челябинских авторынков, два-три года назад через «приближённых к…» якобы можно было купить красивый номер за 3–15 тысяч рублей. Либо расплатиться алкоголем на ту же сумму. За ООО-шный номер, пусть и коммерческой сотни, вроде как просили 1,5–2 тысячи долларов, и то только через серьёзные «подвязки» во властной среде. Хотя наши эксперты каждый раз оговариваются, что все эти ценники весьма условные и только со слов чьих-то знакомых. Так или иначе, если сравнивать с Москвой, где солидный номер стоил от 10 тысяч долларов, а за номер с «флажком» (бывшая серия Госдумы, правительства и пр.) выкладывали от 30 тысяч, то в общем-то это более чем скромные цифры.
Сегодня добыть «заветную железяку» получится разве что по знакомству. Да и получится ли? Во-первых, конкретно в Челябинской области сменился начальник ГИБДД, которому, как говорят, не по нраву номерные фокусы и пасьянсы. Ну а во-вторых, заинтересованным лицам весьма осложнило жизнь правительственное постановление № 562 от 26 июля 2008 года, в котором сказано: «Регистрация транспортных средств, за исключением зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков в порядке очерёдности возрастания их цифровых значений без резервирования за юридическими или физическими лицами отдельных серий или сочетаний символов».
Впрочем, сегодня мода на красивые номера в нашем регионе сходит на нет сама по себе. Одни это связывают с кризисом: мол, не желают нынче богатые люди привлекать к себе лишнее внимание. Другие — с тем, что нынче актуальны совсем другие фишки — например, одинаковые номера на автомобилях всех членов одной семьи или цифры, совпадающие с датой рождения владельца.

Василий ТУПНЯК

1 комментарий: