суббота, 17 марта 2012 г.

Гордо бреет нас маркетинг

Необходимый утренний (а у кого-то ещё и вечерний) ритуал сегодня становится всё дороже.
Мы попытались разобраться почему.



Этой ежедневной экзекуции — удалению щетины — подвергают себя практически все мужчины в полово­зрелом возрасте. И, что уж тут скрывать, — не любим мы её. Пожалуй, данная процедура доставляет удовольствие только в те несколько месяцев, когда нас ещё распирает и плющит от появления первой растительности на лице — как показателя мужественности и созревания. Вот тогда — да, мы «гордо бреем». А потом начинают «брить» нас…

Бритьё превращается в необходимость. Мало того что довольно неприятную, так ещё и недешёвую. Кто-то решил проблему раз и навсегда, отпустив бороду. Кто-то использует электробритву. Самые смелые — так называемую опасную бритву. Но большинство из нас отдаёт предпочтение бритвенным станкам со сменными лезвиями. И это — настоящая финансовая западня.
Мы тут задумались: ведь лет 15 назад эти самые лезвия не тупились так быстро. Я уж не говорю о советских станках, в которые вставлялись «бритвочки» типа «Нева» — этими по полгода можно было пользоваться без видимого ущерба для результата. Современных дорогих и широкораспиаренных «джилетов» и «шиков» хватает максимум на месяц ежедневного бритья. А по-хорошему, менять их нужно каждые две недели. Вот только одна кассета — 200 – 300 рублей. Вроде бы не такие большие деньги, даже и в разрезе месяца, а жаба всё равно душит. И обидно. И возникает вполне справедливый вопрос: почему так? Почему современные лезвия так быстро тупятся, требуют столь частой замены?
Мы провели небольшое расследование. И выяснили: если вопрос «Почему?» сменить на «Зачем?», всё встанет на свои места. Чтобы мы платили, платили и ещё раз платили. Ведь в сфере «товаров острой необходимости» в полный рост реализуется одна из классических маркетинговых стратегий: «Бери больше! Меняй чаще!». Для этого лезвия, под предлогом улучшения качества бритья, стали делать тоньше (быстрее «изнашиваются» — появляются зазубринки, трещинки, и как результат — острый край быстро тупится), а расстояния между ними — меньше (забиваются мылом, волосками, частицами эпителия — мало того, что бритва становится внешне непривлекательной, так ещё и антисанитария полная). Вывод — приходится менять чаще. Кстати, на эту же цель работает и «смазывающая полоска», которая после двух-трёх применений тоже выглядит весьма непривлекательно. Сменные кассеты продают в упаковках по две-три, слегка снижая цену «за опт» — и вынуждая нас брать больше.
Ну и конечно же в этом бизнесе никак не обойтись без стратегии, родоначальником которой невольно стал сам изобретатель безопасной бритвы господин Джилетт. Называется она «bait and hook», что значит «наживка и крючок». Суть этой маркетинговой модели в том, что ты продаёшь базовую вещь со скидкой, подчас в убыток себе, а основную прибыль делаешь на расходных материалах, которые твой клиент вынужден или привыкает покупать. Самый расхожий пример наживки и крючка — именно бритвенный станок и лезвия. Когда Джиллетт начал продавать свои бритвы, станок стоил довольно дорого, ведь это была вещь, а лезвия — так, барахло. Но беда в том, что изобретатель не защитил своё детище «длинными» патентами. Уже через несколько лет торговли он столкнулся с дичайшей конкуренцией: бритву со съёмной головкой копировали все кому не лень. Вынужденно снизив цены на станки, он обнаружил, что это не только не поставило его на грань разорения, но и взорвало рынок. Чем больше дешёвых станков он сбывал, тем больше лезвий покупали его новые клиенты. Он ещё снизил цену на станок и поднял на лезвия — объёмы только выросли! Так началось триумфальное шествие «наживки и крючка», или, в теме этой статьи, «кассеты и станка». Вот так маркетинг и бреет нас — на нашем желании (а точнее, необходимости) ежеутренне бриться…
Василий ТУПНЯК

Комментариев нет:

Отправить комментарий