суббота, 16 июля 2011 г.

Как выбить больше денег

Зарплата. Много ли найдётся среди нас людей, совершенно к ней равнодушных? Пожалуй, лишь святые да безработные не задумываются о вознаграждении своих трудовых подвигов. У остальных на протяжении всей рабочей жизни с разной периодичностью, но появляется в голове мысль: «Мне должны платить больше!». Вот только у одних эта самая появившаяся мысль реализуется, а у других так и остаётся в виде бесплодных, а от того — грустных — размышлений. Так что в этом выпуске «Отдела кадров» вместе с нашим экспертом — специалистом по развитию персонала, бизнес-тренером Алексеем Ткаченко мы попытаемся разобраться… Как выбить больше денег
«Зарплату повышают по разным причинам и с разными целями, — говорит Алексей Ткаченко. — Самая распространённая и объективная — оклад сотрудникам увеличивают с оглядкой на инфляцию, дабы соответствовать рынку. Другими словами, нормальный руководитель понимает: если цены на всё растут, а доход его подчинённых очень долго остаётся на одном уровне, то рано или поздно эти самые подчинённые взбунтуются. Умный начальник такие ситуации просчитывает и предотвращает». По этим же причинам и с теми же целями периодически повышают пенсии и зарплаты бюджетникам.
В крупных и средних российских компаниях (а к ним наш эксперт относит и заводы, и торговые сети, и даже некоторые государственные службы) сегодня вводятся западные модели компенсаций труда. Например, система грейдов — знакомая, в общем-то, нам по советским ещё «категориям», «разрядам», и так далее. Суть её в том, что каждая должность в штатном расписании соответствует тому или иному грейду, который, в свою очередь, включает в себя определённый уровень квалификации, требований к сотруднику, зарплатную «вилку». То есть пока ты трудишься в рамках, скажем, пятого грейда, ты и оклад получаешь в рамках пятого грейда. «И в этом случае, — объясняет Алексей Ткаченко, — чтобы выросла зарплата, нужно сначала перейти на должность следующего грейда».
В общем, и первый вариант, при котором вознаграждение трудовых подвигов увеличивается у всего коллектива в силу инфляционно-рыночных стратегических соображений руковод­ства, и второй, присущий всё же далеко не всем российским фирмам, компаниям и заводам, — не являются предметами нашего сегодняшнего разбора.
Мы хотим поговорить вот о какой ситуации: работаешь ты, например, на коммерческом предприятии. Год работаешь, второй, третий… Даже если пришёл ты туда желторотым юнцом с новеньким дипломом о высшем образовании и полным отсутствием опыта, за то время, что трудился на благо родной конторы, ты уже и опыта этого самого поднабрался, и навыки освоил, и знания на практике применять научился. В общем, ты вырос. А вот зар­плата твоя — так и осталась на уровне юнца желторотого. Хотя, принимая тебя на работу, начальник обещал… Да вот что-то подзадержался с выполнением.
Кстати, подобное может произойти не только со вчерашним выпускником вуза, но и с вполне сложившимся специалистом, по каким-то причинам сменившим место работы. Да хоть бы ради более высокого оклада! Когда переходил из старой фирмы в новую, то и новая зарплата выигрывала по сравнению со старой. Да ещё руководство-то клялось-божилось, что это не предел, что после испытательного срока… да когда запустим этот проект… В общем, сулили горы золотые. И вот ты трудишься, растёшь, твой вклад в процветание родного предприятия увеличивается, а воз, то есть, золотая гора, и ныне там. В обещаниях. И что же делать?
«Самое интересное, что большинство таких вот сотрудников, объективно достойных повышения зарплаты, сидят и, что называется, ждут у моря погоды, — говорит Алексей Ткаченко. — Почему-то они считают, что руководитель сам должен заметить, понять, оценить, повысить. Увы, не заметит, не поймёт, не оценит, не повысит. Так что если ты считаешь, что твой оклад должен вырасти, бери дело в свои руки». То есть — иди и разговаривай со своим руководителем. Естественно, как следует подготовившись. И вооружившись нашими советами. Правда, не забывай при этом, что теория — это теория, и как оно обернётся на практике, зависит не только от тебя, но и от руководителя, обстоятельств и даже погоды за окном…

Теория: Прежде чем идти на работодателя «войной», нужно промониторить рынок труда, выяснить, а какова вообще средняя зарплата у специалистов твоего уровня в Челябинске. Считается, что в процессе разговора тебе это поможет.
На практике: может запросто получиться, что не так уж мало ты получаешь по сравнению с другими представителями твоей профессии (должности, специальности) со сходными с тобой опытом, навыками, знаниями. И как бы это открытие тебе не навредило, не поубавило твоей решимости в разговоре с руководителем. Который, вполне возможно (или даже — скорее всего), тоже мониторит рынок труда.
Совет: в этом случае стоит попытаться определить, найти свою уникальность, причины, по которым ты незаменим. И напирать на них.

Теория: начни разговор с искреннего комплимента… но не самому начальнику. Похвали то, что ему важно — высокие результаты, которых добилась компания, победу на региональном конкурсе, выигранный тендер… В общем, найди тему, при помощи которой ты своему руководителю прольёшь бальзам на душу.
На практике: Мало у кого получается делать комплименты, говорить что-то приятное искренне. Мы можем отметить галстук начальника: «Иван Петрович, как вам идёт этот галстук с зайчиками!», не догадываясь, что он надел его утром, скрипя зубами, в обмен на расположение своей женщины… Или: «Иван Петрович, мне нравится ваша причёска!», а он как раз утром сегодня не помыл голову, и от этого чувствует себя не слишком уверенно.
Совет: Комплименты, во-первых, должны быть косвенные. То есть хвалить нужно не человека, а то, что ему дорого: его увлечения, достижения, предприятия… Во-вторых, комплименты должны быть правдивые — только это отличает их от лести. И вас не будут воспринимать как подлизу.

Теория: После того как директор растаял и настроился на нужный тебе лад, присоединись к тому, что ты только что хвалил: обозначь твой вклад в это общее достижение, выкажи воодушевление, радость, подчеркни готовность и впредь делать всё возможное и невозможное… с одним маленьким «но»: для пущего вдохновения тебе требуется повышение зарплаты.
На практике: Мы говорим: «Я готов! Я буду делать всё, что скажете! Лягу костьми…»
Совет: Постой! Не торопись отдаться безвозмездно. Достаточно сказать: «Я очень рад, что у нашей фирмы такие-то успехи…» или «Мне приятно работать в таком дружном (творческом, профессиональном, интересном — нужное подчеркнуть) коллективе…». Это и есть нужное «присоединение».
А теперь главное, то, ради чего ты, собственно, и затеял этот разговор: сначала сказать о том, что тебя волнует, затем о своих чувствах к этому, и, наконец, изложить просьбу. Например: «Когда сотруднику несколько лет не повышают зарплату, я чувствую некоторую растерянность, я бы хотел, чтобы руководство учитывало уровень инфляции или мой большой вклад в увеличение прибыли…»
И ещё маленький совет — потренируйся высказывать недовольство «по схеме» сначала на «безопасных оппонентах»: родных, друзьях.

Теория: Извлекай выгоду даже из отказа. Добейся, например, хотя бы отпуска летом или гибкого графика.
На практике: Зачастую мы всё собираем в кучу: дети не кормлены, работаю без выходных, отпуск зимой, много отчётности…
Совет: вряд ли шеф удовлетворит все требования. Выберите самое важное и реальное, и снова — «по схеме»! Думаю, получится.

Если же из разговора с руководителем не вышло вообще ничего, то тут один выход: искать повышенную зарплату… вместе с другой работой.


Если хочешь добиться повышения зарплаты, то старайся выполнять несколько заповедей:
НЕ жди у моря погоды: начальник не обязан знать о твоих желаниях, проблемах, и так далее. Иди и разговаривай с ним.
НЕ дави на жалость — не стоит грузить руководителя своими личными и домашними проблемами. В лучшем случае это вообще никак не сработает, в худшем — сыграет против тебя.
НЕ говори о долгах, кредитах, ипотеке. Эта информация запросто может стать поводом не повышать тебе зарплату. Поскольку — «А куда ты денешься, ведь ты в кабале».
НЕ угрожай, не шантажируй начальство увольнением. Это может сработать разок, да и то, если ты достаточно уникальный, незаменимый специалист. В большинстве же случаев твоё заявление «по собственному» просто подпишут…

Комментариев нет:

Отправить комментарий