суббота, 13 ноября 2010 г.

Погода была прекрасная, а новость была ужасная…

Жизнь есть жизнь. И даже в безоблачном детстве случаются грозовые тучи. Когда перед родителями встаёт вопрос: как, какими словами сообщить ребёнку плохие новости?

Когда «не всё спокойно в датском королевст­ве», сыну или дочери лучше об этом знать. Возможно, молчание и золото, но вот дезинформация или умалчивание — определённо зло. И потом, не стоит недооценивать уши и глаза ребёнка: по обрывкам фраз, недоговорённостям, резким сменам темы ваше чадо сообразит, что в доме что-то случилось. Что‑то нехорошее. Как минимум — на будущее он просто перестанет вам доверять, как максимум — замкнётся в себе, и это куда серьёзней. Поэтому сообщать сложные новости ребёнку лучше чуть ли не первому.

«Правильно говорить с ребёнком — великое искусство, — говорит психолог Маргарита Масленникова, — и ему стоит учиться так же тщательно, как учится своему ремеслу, скажем, хирург. Сообщать неприятные новости нужно лично, глаза в глаза. Не преуменьшая важность и тяжесть события. Не спешите поскорее всё рассказать и объяснить. Сообщили плохую весть — сделайте паузу. Ребёнок должен осознать услышанное. Ответьте на его вопросы, если таковые последуют».
Но одно дело — само по себе нерадостное известие. У взрослых, по крайней мере, есть какой-никакой опыт принимать и понимать печальные или горькие события. А рассказать о случившемся ребёнку, подо­брать нужные слова — в тысячи раз сложнее. И решимости не хватает, да и просто страшно. Как среагирует малыш? Можно ли как-то облегчить тяжкий груз плохой новости?
Можно, говорят специалисты, если знать общий механизм реакции на тяжёлые, болезненные события и известия о них. Ведь, как правило, это означает потерю чего-то значимого. И чем бы оно ни было, фазы переживания утраты почти всегда одни и те же.
Так, вначале идёт стадия отрицания («Не может быть! Не верю!»), затем зашкаливают эмоции («Как же так? Почему? За что? Кто виноват?»), позже человек смиряется с происшедшим, и только после начинается фаза восстановления. В зависимости от степени значимости страшного (или просто неприятного) известия различаться будет лишь длительность и интенсивность фаз. Так вот, чем аккуратнее мы преподнесём ребёнку дурные вести, тем быстрее он сможет пережить три первых сложных фазы, и тем скорее перейдёт к четвёртой — заживительной.
Итак, прежде самого сообщения устанавливаем с сыном или дочерью контакт глаз. Они должны быть на уровне, а не сверху вниз, с высоты вашего роста. Неплохо подкрепить этот контакт ещё и тактильным — погладьте ребёнка по голове, возьмите за руку. А теперь настройте его, сообщив о том, что сейчас он должен услышать не очень хорошие известия. Тем самым вы дадите вашему маленькому человечку время собраться. Можно придать ему сил фразой: «Ты у меня уже большой, ты справишься».
Теперь, собственно, сама информация. Коротко, чётко, без метафор и оценок и, главное, спокойно. Помните: вашу нервозность, эмоции ребёнок подхватит и усилит в несколько раз. Итак, новость сказана и наступает стадия отрицания — ребёнок не верит, контакт глаз, рук и мыслей теряется, ваше чадо входит в состояние аффекта. Переждите эту фазу, скрепя сердце, не давите на малыша, спокойно и уверенно отвечайте на его вопросы: «Я не верю! Ты меня обманываешь! Скажи, что это неправда!» — «Нет, не обманываю, я бы и сам не хотел в это верить, но, к сожалению, это правда».
После осознания факта следует эмоциональная реакция: ребёнок может заплакать, вплоть до истерики, впасть в агрессию… Обнимайте, утешайте вашего малыша, мягко успокаивайте его: «В этом никто не виноват, ты ничем бы не смог помочь».
Когда эмоции выгорят, ребёнок постепенно войдёт в стадию смирения с новостью. Она может сопровождаться депрессией, замыканием в себе. Не следует торопить наступление следующей фазы — стадии заживления. Смирение — самая продолжительная из фаз. Ваше чадо должно прожить её до конца, и, кстати, процесс пройдёт скорее, если не мешать. Но тут важно и не упустить момент, когда ребёнок вновь захочет общаться, не отмахнуться от него — иначе стадия смирения сменится отчуждением, недоверием, одиночеством. Но и ставить во главу угла жалость к малышу, во всём ему потакать, прощать капризы и утешать при помощи сладостей, игрушек и вседозволенности нельзя ни в коем случае. В бытовом, социальном плане всё должно быть, как обычно: режим дня, обязанности по дому (в школе) и так далее — привычное течение дел, обстановка и взаимоотношения также помогут ребёнку поскорее перейти в стадию восстановления.
Если вы впервые сообщаете ребёнку что-то страшное, рекомендуют специалисты, то на стадии смирения или сразу после неё обязательно объясните сыну или дочери, что в его жизни и дальше могут случиться потери и обиды, беды и огорчения. И что плакать, переживать, огорчаться — это нормально. И что потом обязательно станет легче — и это тоже нормально. Просто такова жизнь. В этой жизни солнце иногда прячется за тучи, но затем появляется снова, и погода, как и жизнь, опять станет прекрасной.
Алиса ЛАНСКАЯ

• Прежде чем сообщить плохую новость, установите с ребёнком визуальный и тактильный контакт.
• Говорите спокойно, кратко, чётко, без эмоций и оценок.
• Сообщили — сделайте паузу, дайте малышу осознать услышанное.
• Будьте рядом, поддерживайте, но не давите, пока ваш ребёнок будет поочерёдно проходить стадии отрицания, эмоционального всплеска и смирения.
• Не отмахивайтесь от малыша (мол успокоился — и слава богу!), но не окружайте чрезмерной, непривычной заботой: в бытовом и социальном плане всё должно быть, как раньше.
• И обязательно объясните ребёнку, что в жизни будет всякое — и плохое, и страшное, и обидное, и переживать, плакать, когда случилась беда — это нормально.

Комментариев нет:

Отправить комментарий