суббота, 13 ноября 2010 г.

Наш человек в Кремниевой долине

Побывать в святая святых — «мозговом центре» интернет-монстра Google? Пообщаться с Терминатором? Да запросто! Челябинцам и не такое по плечу!

Наши постоянные читатели знакомы с Андреем Некипеловым — политиком, общественным деятелем, бизнесменом. И просто интересным, неравнодушным человеком. На прошлой неделе он вернулся из США, из Кремниевой (или, как её ещё называют, Силиконовой) долины, которую посетил в составе российской делегации в рамках российско-американской президентской комиссии по модернизации, так называемой «комиссии Обама–Медведев». Андрея Валентиновича пригласили как одного из авторов программы развития Челябинской области «Дорожная карта стратегии и процветания Южного Урала» (об этой программе мы писали в номере от 7 августа сего года). А вернувшись, он поделился своими впечатлениями с нашей газетой.


День первый.
Америка, умная и образованная
Стэнфордский университет, с которого, можно сказать, и началось наше знакомство с Кремниевой долиной — один из самых престижных вузов в мире, он входит в так называемую «Лигу плюща» — Стэнфорд, Йель, Гарвард, Принстон.
Стэнфорд — альма-матер Кремниевой долины, её главное образовательное звено, поставщик «умных голов», обладателей фундаментальных знаний. Эти самые «умные головы» потом и выдают «на-гора» новые идеи и создают новые продукты. Вообще, меня очень впечатлило, какое огромное внимание Америка уделяет воспитанию подрастающего поколения. Инвестиции в образование просто сумасшедшие! В них участвуют родители, государство и бизнес. Например, я видел здания, которые подарил Стэнфорду Билл Гейтс. Здания, построенные другими миллионерами и крупными корпорациями. И так на каждом шагу. Бизнесмены, общественные деятели, политики делают очень значительные пожертвования в Стэнфорд и другие университеты. И что интересно, вуз ещё не на каждого инвестора согласится! Положим, от какого-нибудь наркобарона из Колумбии денег не примут ни под каким соусом. Человек может стать инвестором, спонсором, меценатом, только если у него безупречная репутация!
Что ещё произвело впечатление? Стэнфорд, в частности, и Кремниевая долина вообще — это такой многонациональный анклав, где не важно, откуда ты родом. Главное, чтоб у тебя было желание, талант, чтобы ты смог что-то предложить обществу.

День второй.
Google — свобода, равенство, творчество
Корпорация Google — это десятки гектаров очень ухоженной, очень цивилизованной и очень зелёной территории. Здесь всё создано для раскрытия творческих способностей человека. Сейчас это крупнейшая корпорация в области компьютерных и интернет-технологий, в которой в общей сложно­сти работает около 60 тысяч человек.
Поражает дух свободы. И творческой раскрепощённости: люди совершенно не парятся по поводу бытовых вещей, у них всегда есть еда и все необходимые блага цивилизации. Что ещё впечатляет, так это отсутствие какой-либо структуризации, иерархии. Нет отделов, нет начальников и подчинённых. В Google работают творческие группы, и у каждой есть определённая чётко поставленная задача. Суще­ствует временной план-график мероприятий. И периодические деловые совещания, на которых подводят промежуточные итоги, корректируют направление работы, разрабатывают стратегии. Ты можешь трудиться дома, на Гавайях, в Антарктиде, в России — не важно. Главное — результат. Если ты работаешь хорошо — тебе хорошо платят, если очень хорошо работаешь — становишься акционером. Если результата нет — с тобой расстаются. Тут никто не создаёт «видимость работы», в этом нет смысла. Или результат — или до свидания.
В корпорации царит совершенно домашняя обстановка. Например, идёшь по коридорам корпорации, видишь стенд с надписью «Google — Google — Google», под ним — диван, а на диване… спит человек. Вы можете себе представить, что где-то в офисе Газпрома на кожаном диване спит человек?! А этот, видимо, много работал ночью, вот и решил передохнуть. И там ни у кого это не вызывает ни шока, ни просто удивления.
В общем, как я уже говорил, Google — территория свободы и раскрепощённо­сти. И, конечно же, многонационального равенства. Это такой котёл, который переплавляет разные культуры, мировоззрения и создаёт очень мощную питательную среду для творчества — научного, идейного. Творчество здесь понятие ключевое. И, кстати, как я узнал, в эту корпорацию довольно просто попасть. Если у тебя есть желание и способности, ты отправляешь туда своё резюме, портфолио. И мощная кадровая служба Google определяет, подходишь ты или нет. Если подходишь, то сначала тебе дают небольшой объём работы, а потом, если корпорация видит в тебе интересного человека, она начинает тебя вовлекать. Причём очень серьёзно. И всё уже в твоих руках: работай, твори, выдавай результат за результатом, зарабатывай!


День третий.

Терминатор Арни, великий и обаятельный
Ежегодная конференция Российско-американского делового совета (U.S. — Russia Business Council). Это очень мощная и уважаемая организация, в которую входят американские и российские компании и государ­ственные структуры. То есть это площадка, которая занимается лоббированием американских бизнес-интересов в России и, соответственно, наших интересов в Штатах. Главная тема саммита: «От Кремниевой долины до Сколково: партнёрство в сфере инноваций».
Вообще, сложилось впечатление, что все наши русско-американские проблемы, стратегические или какие-то там геополитические противоречия — всё это придумано людьми, которые зарабатывают большие деньги на противостоянии двух стран.
А вот деятельность Российско-американского делового совета как раз направлена на то, чтобы люди больше общались, сближались, чтобы устанавливались деловые связи. Уровень саммитов этого совета весьма высокий. Например, в нынешнем году Россию представляли советник президента Аркадий Дворкович (причём он участвовал «онлайн» — выступал с докладом и отвечал на вопросы, находясь при этом в Москве), Виктор Вексельберг, Анатолий Чубайс, посол России в США Сергей Кисляк.
Со стороны Штатов в саммите принимали участие
первые лица корпораций Chevron, Visa, Ernst & Yong, Intel, Boeing, Ford, Alcoa (самый крупный в мире производитель алюминия) и многих других. Был посол США в России Джон Байерли. И, конечно же, главной звездой американского пула был губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер.
…Арни, как настоящий политик и актёр, намеренно опоздал на несколько минут — чтобы поднять градус ожидания. Энергичной походкой он буквально взлетел на сцену и выступал четверть часа. Меня, как человека, интересующегося политикой, весьма впечатлило, насколько классически правильно, выверенно, была построена его речь. Начал он медленно, как-то даже усыпляюще, гипнотически. Где-то на девятой минуте, когда люди уже «укачались», буквально впали в транс, его речь достигла апогея. На него смотрели как на Мессию, честное слово! Всё-таки это величайший актёр, а в настоящей публичной политике это немаловажно. Кстати, Шварценеггер был интересно одет: строгий костюм, рубашка, галстук и… ковбойские сапоги красно-коричневого цвета, этакие «казаки». И ещё — большие часы, как у Терминатора. Он шутил, люди смеялись и неоднократно прерывали его выступление аплодисментами, а в конце речи просто искупали в овациях!
Он говорил, что фанат России, что очень любит нашу страну: «Президент Медведев остановился сначала у нас, не в Вашингтоне, не в Нью-Йорке. Руковод­ство России хотело увидеть Кремниевую долину и сделать похожее у себя в стране. Это блестящая идея. Я хочу помочь этой идее стать реальностью… Я возьмусь за это без промедления. В первой декаде октября я привёз с собой в Москву «капитанов» венчурного бизнеса и хайтека Кремниевой долины. Теперь крупный российский бизнес нанёс ответный визит в Калифорнию. Это замечательно. Это говорит об активизации наших деловых контактов». А потом ему начали задавать вопросы. Честно говоря, я думал, что Арни всё же более медийное лицо, чем реальный политик, и что на серьёзных вопросах он «поплывёт». Не поплыл. Например, у них, в Калифорнии, есть проблема — периодически вышибает электричество (так называемый black-out). И когда его об этом спросили, он совершенно чётко, пошагово, с цифрами рассказал, что они намерены сделать для преодоления этой проблемы. И так — по всем пунктам, по всем вопросам.
Многие думают, что Шварценеггер накачал мышцы в ущерб интеллекту. Я убедился, что это не так: да, сначала он накачал мышцы, но затем — интеллект. А скорее всего, и то и другое сразу.
Он отнюдь не случайный человек в кресле губернатора одного из крупнейших и мощнейших штатов Америки (на минуточку, Калифорния, если бы была отдельным государством, имела бы восьмую (!) экономику в мире). Это самый богатый штат, мировой лидер в области IT, hi-tech и любых других новейших разработок.
Шварценеггер закончил свою речь и пошёл «в народ». В какой-то момент и мне посчастливилось пообщаться с кумиром миллионов! Рукопожатие у Терминатора крепкое, взгляд цепкий (кстати, глаза у него вовсе не голубые, как это видится с экрана, а серо-зелёные), а отношение к людям — всем, без исключения — внимательное и уважительное. Знаете, было очевидно, что все эти люди вокруг для Арни — не просто череда лиц, которым нужно улыбнуться и можно забыть. Нет, он старался уделить хоть пару секунд своего времени каждому жаждущему общения с великим Шварценеггером, причём делал это очень искренне. Ведь он великий — спортсмен, актёр, политик. Человек, который сам себя сделал, всего добился своим собственным трудолюбием, верой и упорством.
Андрей НЕКИПЕЛОВ
Георгий ОРЛОВ
Ярослав БЛОК

P.S. Практически сразу после саммита Российско-американского делового союза в Калифорнии произошли перевыборы губернатора, поскольку у Арнольда Шварценеггера истёк второй срок, и по законам штата он больше не имеет права выдвигать свою кандидатуру. Теперь эту должность занимает Джерри Браун. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий