суббота, 13 марта 2010 г.

Губернаторская рулетка

4 марта «единоросcы» представили президенту Медведеву список кандидатов в губернаторы Челябинской области. Сумина в этом списке нет

На пост губернатора Челябинской области было предложено пять кандидатур: депутата Государственной Думы Михаила Гришанкова, заместителя министра промышленности и торговли Андрея Дементьева, заместителя минист­ра регионального развития Романа Панова, заместителя губернатора Челябин­ской области Юрия Клёпова, главы Челябинска Михаила Юревича. Действующий губернатор Челябинской области Пётр Сумин попросил Бориса Грызлова его кандидатуру не рассматривать. Глава государ­ства Дмитрий Медведев уже одобрил список кандидатов, и первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков направил соответствующее уведомление президиуму Генерального совета партии «Единая Россия».

Говорят, мэр Челябин­ска Михаил Юревич 5 марта встретился с президентом Медведевым, после этого сразу позвонил своим помощникам и сообщил, что будет назначен губернатором области. После чего немедленно отбыл на отдых в любимый эмират Дубай.
Вполне возможно, что так оно и было. Президент обычно проводит личные встречи с официальными претендентами на высокий пост, а насчёт персональных шансов Юревича, который пользуется особым покровительством господ Говоруна (начальник управления по внутренней политике администрации президента) и Суркова (первый заместитель главы администрации) — мэру виднее.
Впрочем, шансы каждого из пяти кандидатов в губернаторы примерно равны, и теперь всё будет зависеть не столько от их собственных заслуг и лоббистского потенциала, сколько от общего расклада большой федеральной политической игры под названием «Президент-2012». Каждый из них может стать (или не стать) маленьким, но подходящим «пазлом».
Вариант № 1. Медведев идёт в президенты, не договорившись при этом с Путиным. И кто тогда из этой пятёрки его устроит? Наверное, не «силовик» Гришанков. И не Роман Панов, так как Минрегионразвития — политическая вотчина главы аппарата Путина Собянина. Под вопросом тогда и выдвиженец клана Христенко Дементьев — тоже человек из правительства. Всего лишь «под вопросом» потому, что Виктор Христенко потому и пережил в кабинете министров дюжину премьеров и трёх президентов, что умел быть убедительно необходимым всем лидерам. А вот Юревич и Клёпов вполне могут показаться фигурами, которые сыграют с новым президентом «с чистого листа» — одного недолюбливают «силовики», второй просто не имеет собст­венной политической (да и коммерческой, по большому счёту) истории.
Если же, и это вариант № 2, в 2012-м (реально — уже сейчас) Медведев спрячет свои президентские амбиции в карман, всё окажется ровно наоборот.
Вариант № 3. Они «договорятся», и нынешний президент пойдёт «на царство» с благословения ВВП. Тогда пост челябинского губернатора может стать предметом банального розыгрыша между командами Медведева и Путина. Вот тут-то скажут своё веское слово лоббисты. Объективно здесь лидеры Дементьев и Гришанков, но свои козыри может выложить на стол и Юревич. Сильные позиции могут образоваться у Клёпова, как ни странно, именно в силу объективной слабости этой фигуры. Президенту может понравиться именно то, что за ним не тянется длинный шлейф связей с могущественными покровителями: обязательства перед уходящей «командой Сумина» не в счёт — они невелики. И из всей пятёрки Клёпов единст­венный, кто мог бы претендовать на статус «человека Медведева».
В любом случае, поскольку президент уже согласился с этим списком, отказавшись от возможности поискать новые кандидатуры, ему придётся остановиться либо на «человеке Христенко» Дементьеве, либо на «человеке Суркова» Юревиче, либо на «человеке Колесникова» Панове, либо на «человеке Сумина» Клёпове, либо на «человеке ФСБ» Гришанкове.
Картина не сильно вдохновляющая. Отвергнув прин­цип открытой политической конкуренции, лежащий в основе всех современных систем ротации политических кадров, российская власть отвергла и саму возможность модернизации, ограничив выбор путей развития интересами наиболее влиятельных кланов. В Челябин­ской области они не смогли договориться и предоставили президенту сыграть роль «разводящего», выставив пёстрый букет своих представителей. Итог этой «разводки» по степени своей прозрачности и предсказуемости сродни «русской рулетке». Принцип архаичный, феодальный — право сюзерена судить своих холопей и вассалов по соб­ственному, неписаному закону. Какая уж тут заявленная «модернизация»!
Административно-сырьевым кланам, определяющим политическую погоду в нашей стране, никакая модернизация не нужна. Прежде всего потому, что политическая цена обновления (модернизации) — это всегда нестабильность. Только из сочетания устоявшегося порядка и тенденций его дестабилизации рождается новое. Кланам же не нужно ничего, что ставило бы под угрозу стабильность их доходов и безопасности в бедной и отсталой сырьевой стране с богатой элитой.
Так что фраза Сталина «Других писателей у меня для вас нет» остаётся актуальной. Страна продолжает движение по замкнутому кругу, и «челябинский выбор» президента Медведева — тому очевидное свидетельство. Впрочем, новому взяться неоткуда — иначе как из старого: то, что для куколки смерть, для бабочки — рождение. Это закон.
Александр ПОДОПРИГОРА,
кандидат политических наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий