суббота, 18 февраля 2012 г.

Анатолий Кострюков: «Меня называли Сталиным»

Игрок, ставший прототипом фигурки на Кубке СССР по хоккею. Тренер, выигравший первые и единственные союзные медали для челябинского «Трактора». Специалист, давший дорогу в большой хоккей Мыльникову и братьям Макаровым. Сегодня, когда «Трактор» проводит лучший сезон в российской истории, как не вспомнить человека, который привёл челябинский хоккейный клуб к первым медалям в истории.

Белоусов всегда был серьёзным человеком
Мы садимся за столик в кафе у метро Таганская. Анатолий Михайлович, несмотря на то что давным-давно разменял девятый десяток, помнит события 70-х как будто только что вышел из дворца спорта «Юность».
— Когда я приехал тренировать «Трактор», мне и задачу никакую не ставили, — признаётся именитый тренер. — Не знали даже, на что эта команда способна. Но с другой стороны, если бы руководство было бы довольно 8 – 10-м местами, вряд ли бы меня пригласили. Но поначалу пришлось тяжело.
— В чём, в первую очередь?
— Была введена железная дисциплина. Я никому спуску не давал. Когда я во время перестройки в Югославии тренировал, там меня вообще Сталиным прозвали. В хоккее, да и вообще в спорте, без железной дисциплины ничего не добьёшься. Второе — это тренировки, с высокими нагрузками. И третье — вопросы тактики. Разбор игр, надо под каждого соперника свой план разработать.

— Подопечные не бузили, оказавшись в ежовых рукавицах?
— Я до «Трактора» был тренером в штабе сборной. Кто мне мог возражать?
— Однако выиграв бронзу с «Трактором», вы в Челябинске надолго не задержались. Почему?
— Правда, когда в 1978-м я начал с «Трактором» четвёртый сезон, понял: всё, хватит. И предложил на своё место Геннадия Цыгурова. Посоветовался с руководством. Сразу сказал: для меня это последний год. Я в Челябинске был один — семья в Москве. И перево­зить её в Челябинск было незачем. Мы ведь то на сборах, то в разъездах. Это если в московском клубе тренировать, то тут четыре команды, поэтому, даже играя в гостях, ты можешь дома жить. А в Челябинске одна. И я поставил в известность руководство. Цыгуров уже в возрасте был, да и парень серьёзный. Тем более натаскался за четыре года в вопросах планов и разбора игры.

— По игроку сразу видно, будет он тренером или нет?
— Сразу, сразу. Валерий Белоусов был серьёзным человеком. Анатолий Картаев — тоже соображающий. Рад, что в «трактор» вернулся белоусов
— Анатолий Михайлович, признайтесь, давно были последний раз в Челябинске?
— Лет пять назад. Юрий Шумаков, мой бывший игрок, меня приглашал. И сейчас приглашают. Но сначала вмешались семейные обстоятельства. Теперь здоровье уже не то.

— Следите за тем, что происходит в «Тракторе»?
— Только то, что показывают по телевидению, в новостях. Очень рад, что дела у клуба идут хорошо и в команду вернулся Белоусов. Но поймите, времени ведь пролетело столько. Я ушёл в 1978 году. Так что даже удивляюсь, что меня на Урале помнят.

— Не только помнят, но и любят!
— Это удивительно. В июне 2009 мне исполнилось 85 лет. Федерация хоккея России поместила сообщение об этом на свой сайт. И с девяти утра начались звонки. Из Челябинска было с десяток звонков. Поздравляли все, кто меня знал. Даже бывший мэр города Вячеслав Тарасов откуда-то нашёл мой телефон. А ещё какой-то парень говорит: «Мы в Челябинске, во дворце спорта, сейчас идём в баню, помоемся, ну а потом мы за вас выпьем». Вот только кто звонил, не знаю. Ну, говорю, считайте, что я с вами.

— Вы легенда не только челябинского, но и всего отечественного хоккея. В начале 50-х вы вошли в историю тем, что позировали для Кубка СССР. Расскажите, как было дело?
— О, тот Кубок СССР 51-го года мне особенно запомнился. Играли мы с ВВС, ватагой Василия Сталина, как мы эту команду называли. Перед третьим периодом проигрывали 2:3. В третьем периоде мой партнёр сравнивает счёт, а я за пять минут до конца встречи забрасываю победную шайбу — а ведь забрасывал я совсем немного. Но самое главное — другое. Где-то за полтора месяца до финала Кубка мы тренировались на катке «Динамо». И вот в 12 часов мы выходим на разминку, катаемся. Приходит наш тренер с какой-то женщиной. Подзывает меня, говорит: эта женщина из спорткомитета, будут кубок с тебя лепить. У нас идёт разминка, а я стою 15 минут, 20 минут, эта дама набрасывает эскизы… Холодно. Кончается тренировка, Захаров Валя, мотор нашей ­команды, подкалывает меня: Михалыч на кубке будет — кубок будет наш. Но так и получилось.
— Гордитесь, что с вас кубок лепили?
— Да нет, ну какая тут гордость. До сих пор не знаю, почему выбрали именно меня, и кто из спорткомитета решил сделать именно так.

Бабинова в цска забрали на вокзале
— Реально было с тем «Трактором» второй половины 70-х замахнуться на что-то большее, чем бронза?
— Трудно. Я уже говорил, что у нас каждый год кого-то уводили. Если брали бы кого-то второстепенного и третьестепенного, то и чёрт с ним. Но Бабинова, например, забрали вообще нагло. Мы приехали в Москву играть после какого-то матча, вышли на Ярославском вокзале, оставили вещи — до автобуса было два часа. Игроки разошлись по своим делам. Приходит автобус, все собрались — Бабинова нет. Час ждём, второй пошёл. А потом выяснилось, что он бросил вещи и уехал в ЦСКА. Для армейцев и динамовцев это было нормой. Хотя, конечно, если бы Бабинов попытался таким образом, например, перейти в «Крылья Советов», его бы тут же дисквалифицировали. Вот такой был бардак. Армия и милиция диктовали свои условия в стране.

— Неужели нельзя было всё решать полюбовно?
— У меня были дружеские отношения и с Чернышёвым, и с Тарасовым, возглавлявшими «Динамо» и ЦСКА, ведь я до «Трактора» тренировал вторую сборную СССР и молодёжную команду. Но дружба дружбой, а игрочков лучших мне отдавайте. Сейчас другое время. Такие деньги платят в хоккее — обалдеть можно.

— Но ведь и в советское время зарплата спорт­смена от зарплаты рабочего отличалась?
— Отличалась, но не настолько. И начальство команд своих ведущих игроков оформляло на подведомственные заводы. Я когда в «Крыльях» играл, был оформлен на небольшом авиационном заводике, и получал там зарплату. Так же было это и в «Тракторе». Официальная тренерская зарплата была не ахти, ведь было штатное расписание, и меня оформили на ЧТЗ в один из цехов. С игроками то же самое происходило. Почему просто нельзя было ­командам сделать нормальные зарплаты? Но ведь профессионального спорта в стране официально не было.

— На ЧТЗ хоть раз были?
— По цехам ходили. Хорошее было мероприятие. Два-три ведущих игрока и тренеры шли на завод в обеденный перерыв, причём работяги пообедают быстро, и сюда. И такие они засаживали вопросы, спрашивали прямо: а почему ты вот тогда-то так сыграл! Рабочие — хозяева в цеху, а игроки рот раскрывали и мялись…

— В одном из интервью недавний тренер сборной России Вячеслав Быков назвал вас своим первым тренером. Однако в датах у меня не сходится…
— Ну когда я «Трактор» тренировал, Быков ещё в детской спортивной школе занимался. Живой был очень, подвижный. Так что, откровенно говоря, тренировки Быкова я не проводил. А вот 18 – 19-летних Старикова и Серёжу Макарова я в основной состав привлёк. Это правда.
 Дмитрий Андреев

1 комментарий:

  1. How to make a cheap titanium-arts welding glass-built structure for
    A good way to ti89 titanium calculator get started titanium pots and pans is to build an end product. The 2021 ford escape titanium hybrid best way ray ban titanium for people to get started is to get ray ban titanium started. The best way to get started is to

    ОтветитьУдалить