суббота, 27 августа 2011 г.

Мой виртуальный суицид

Меня больше нет «ВКонтакте». Я собрал свои вещи и аккаунты на «Одноклассниках» и ЖЖ удалил… Виртуальная жизнь стала подменять собой «офлайн», и я понял — надо уходить…

Я ушёл из всех так называемых социальных сетей, в которые без малого пять лет назад вступали все, как в коммунистическую партию — даже те, кому не нравилось (таки новый опиум для народа!). Наигрался. А на днях услышал, что сейчас это модно — покидать все эти популярные ресурсы. Впрочем, я удалился отовсюду вовсе не из желания быть последователем такого же «ренегата» Гришковца.

Причин, по которым я бросил Сеть, было несколько.
Во-первых, сейчас невозможно качать видео и аудио, как в прежние времена.
Во-вторых, с недавних пор тот же «ВКонтакте» уже не гарантирует конфиденциальности (думаю, и раньше не гарантировал, но хоть вид делали!): закрывай — не закрывай свою страничку, её всё равно может посетить кто угодно. Проходной двор какой-то! А по фотографии из Facebook можно идентифицировать любого человека, встреченного на улице, — достаточно лишь сфотографировать его на камеру «мобильника» и воспользоваться специальной программой распознавания. Более того, как доказали авторы исследования «Лица Facebook: Частная жизнь в эпоху дополненной реальности», о нём можно получить всю информацию, опубликованную в Интернете. Вот вам и неприкосновенность частной жизни!
В-третьих, когда список «друзей» у меня перевалил за полтысячи, я всерьёз задумался о занесении 90 процентов из них в группу «Не знаю, кто это». Чёрт побери, я что — эксгибиционист?!
Четвёртая причина вытекает из предыдущей: люди добавляются — значит, для чего-то я им нужен, либо нужна информация обо мне. А если вся моя жизнь — в одном окошечке, сразу и на ладони, то, стало быть, меня можно корыстно использовать. И всё сказанное в комментах запросто может обернуться против меня. Про мошенничество и аферы даже думать не хотелось…
И, наконец, я отчётливо понял, что соцсети — идеальный инструмент для прожигания жизни. Штука, которая вызывает реальную зависимость, — как наркотики или алкоголь. Вот смотрите, как действует последний, если говорить упрощённо: сначала мы пьём, чтобы расслабиться, чтобы снять социальные рамки, запреты и повеселиться. А затем мы начинаем пить уже ради самого алкоголя. Такая же точно ерунда и с соцсетями: сначала я «зарегился» там, чтобы найти старых друзей, а в большей степени — поддерживать кое-какие очень нужные профессиональные контакты. Но уже через месяц я стал выходить в Сеть ради того, чтобы выйти в Сеть. Выставить фотки или прикольные видеоролики, почитать «новости» (по большому счёту, совершенно мне не нужные), анекдоты, посмотреть фотографии других, обменяться ничего не значащими комментариями с ничего не значащими людьми… Да, я попал в самую настоящую зависимость. И когда осознал это (просто подсчитал, что стал проводить на этих ресурсах ровно половину рабочих часов), решил уйти. И бросил Сеть.
Кстати, не так-то просто оказалось распрощаться с некоторыми ресурсами: например, «ВКонтакте» сейчас невозможно удалить аккаунт по собственному желанию — сначала придётся отправить письменную просьбу в офис соцсети в Санкт-Петербурге, после чего профиль удаляется администраторами.
И если до того я понимал про свою «инет-зависимость», так сказать, мозгом, то теперь ощутил её в полной мере — и душой, и телом. Ребята, это была самая настоящая ломка! Абстинентный синдром! Прибегал с утра в офис, включал комп — и курсор сам собой тянулся к заветным ссылкам. Но я говорил себе: «Стоп. Мы туда больше — ни ногой». Настроение портилось. Всё раздражало, все вокруг злили. А те, кто продолжал жить этой сладкой виртуальной жизнью (и посмел рассказывать мне об этом «в реале»), просто бесили! На самом деле они до сих пор не знают, какой опасности подвергались тогда…
Несколько недель с утра до вечера мои мысли крутились вокруг соцсетей. У меня, кажется, случилось самое настоящее раздвоение личности — одна часть меня непрерывно канючила: «Да ладно, хоть глазком одним, хоть на минуточку заглянуть», другая столь же непрерывно твердила: «Нет. Нет и ещё раз нет». Старался загрузить голову (и руки, и вообще весь организм) работой, но сосредоточиться на ней удавалось с огромным трудом. Когда понял, что сам не справлюсь, пошёл к начальнику и попросил закрыть мне доступ во все известные соцресурсы. Дома вообще отключился от Интернета на два месяца. Это помогло! Да, меня ещё «ломало», да, ночами мне снились кошмары: все привлекательные девушки дружно выкинули меня из «друзей», в мой день рождения никто не написал на «стене»…
Но постепенно отпускало. Я снова стал читать книги — полноценные, интересные книги, а не заметки и дневниковые записи малознакомых, а то и вовсе чужих людей. Я обнаружил, что в моём дворе каждый вечер играют в футбол — не только пацаны, но и мужики моего возраста. Я вспомнил, каково это — разговаривать с девушкой или приятелем «глаза в глаза»… Да и вообще, нашёл замену Интернету. Выйдешь на улицу — бабульки на лавочках тебе и оценку поставят, и комментарий добавят, и статус прикрепят… Шутки — шутками, но мне понадобилось три месяца, чтобы научиться жить без этой виртуальной жвачки.
Кто-то из вас сейчас, наверное, ухмыляется: «Вот придурок! Нашёл проблему, сделал из мухи слона». А вам предложу: попробуйте бросить Сеть. И через пару недель — поговорим. Лично мне виртуальный «суицид» и «воскрешение» в реальной жизни принесло только плюсы.
Василий ТУПНЯК

СЛОВО ЭКСПЕРТУ:
Людмила Зубанова, доктор социологических наук:

“ Любое явление, становясь модным и популярным, автоматически соединяется в нашем сознании с терминами «прогрессивный», «продвинутый», «современный». Люди психологически утомляются от привычного и страстно желают нового. Хочется противостоять рутине и повседневности, хочется ощутить собственную причастность к актуальным тенденциям. Потому все дружно пожелали быть «ВКонтакте», вспомнили, что они «Одноклассники». До тех пор, пока это казалось свежим. Но то, что некогда ассоциировалось с новым и прогрессивным, постепенно (в силу массовости и распространённости) приобрело обратный смысловой статус — привычного, обыденного. А потому — срочно в новую тенденцию удаления аккаунтов!
Теоретики модного поведения и психологии масс Георг Зиммель и Габриэль Тард считали, что модное явление развивается, ориентируясь на два эффекта: «эффект просачивания» и «эффект подражания». Согласно первому, любая мода от отдельных людей постепенно просочится к массовой аудитории. И если уж процесс выхода из социальных сетей пошёл, то ряды сторонников обязательно будут расти. Только куда шагнут эти ряды? В новый и модный виртуальный проект! А дальше, согласно эффекту подражания, он снова станет массовым и распространённым. И так — по кругу…
Поэтому всем «удаляющимся» и «выходящим» можно напомнить известную табличку: «Выхода нет!». В том смысле, что выходящего из одних социальных сетей совсем скоро ожидают новые модные сети».

Комментариев нет:

Отправить комментарий