суббота, 18 июня 2011 г.

Рабочий приём

Сегодня вместе с нашим экспертом — специалистом по развитию персонала, бизнес-тренером Алексеем Ткаченко мы обсудим наиважнейшую тему — приём на работу. Как из сотни кандидатов выбирают одного? На что в первую очередь обращают внимание, просматривая ваше резюме? Чего не стоит делать и говорить на собеседовании, если вы хотите получить должность? В общем, попробуем разобраться, что это за штука такая — рабочий приём

Ху есть ху
Давайте для начала поймём, а кто, собственно, нас выбирает, оценивает и затем рекомендует руководителю фирмы, предприятия, и так далее. За границей и у нас (в крупных компаниях) поиск и отбор кандидатов на ту или иную должность осуществляют специалисты — менеджеры по подбору персонала. В общем-то, только они и могут проводить все эти тесты, интервью, оценивать кандидата. Но на предприятиях средних и малых в нашей стране чаще всего этим занимаются кадровики.
Алексей Ткаченко: «Это неправильно, поскольку функции последних — работа с бумагами: оформление приёма на работу или увольнения. Но в России непрофильные сотрудники отдела кадров очень часто исполняют обязанности по оценке и подбору, и, как правило, весьма непрофессионально. Оттого нередко «за бортом» остаются достойные претенденты, а вакантные места занимаются некомпетентными работниками.
Да, бывают ситуации, когда сотрудники нужны прямо сейчас, кто-то неожиданно уволился, и срочно нужно «заткнуть дырку». А процесс профессионального подбора не быстрый — недели две собираются резюме, затем уточняющие беседы по телефону, потом встречи, ну и время на принятие взвешенного решения. Непрофессиональные в подборе специалисты отдела кадров «берут под козырёк» задачу от шефа подобрать за неделю, и на свой вкус и цвет «закрывают брешь» первыми попавшимися».
Правда, замечает наш эксперт, ничего с этим не поделаешь: такова наша действительность. Остаётся только уповать на везение.

РЕЗЮМная правда
Кем бы ни был специалист, набирающий сотрудников в компанию, а знакомство с вами как с кандидатом на ту или иную должность он начинает с резюме. Так что подойти к его составлению нужно очень серьёзно.
А.Т.: «Идеального резюме не существует. Я бы рекомендовал соискателям не упираться в какие-то шаблоны, а адаптировать свою «визитную карточку» под каждую конкретную вакансию».
Впрочем, обязательные пункты, конечно же, есть — ваше ФИО, год рождения, образование, предыдущие места работы (достаточно будет трёх последних), а также личные характеристики. Всё это нужно включить в резюме. Другой вопрос, что, например, личностные качества можно адаптировать под требования, указанные в описании вакансии.
А.Т.: «Вот только не нужно откровенно лгать. Если вы человек нервный и ранимый, не надо писать «стрессоустойчивый» — ведь вас запросто могут проверить на собеседовании, создать вам стрессовую ситуацию. У не очень профессиональных оценщиков есть, например, такой приёмчик. Во время собеседования, дабы проверить, склонен кандидат ко лжи или нет, его спрашивают: «А вы вытерли ноги об коврик перед входом?». Тот, как правило, уверяет: «Конечно же, да!». А коварный интервьюер ему: «А у нас там нет никакого коврика!»  И смотрят за реакцией претендента».
Стоит ли прикреплять к резюме свою фотографию — этим вопросом нередко задаются сегодня соискатели, особенно девушки. Если в описании вакансии указано, что наличие фото обязательно или желательно, тогда, конечно же, высылайте. Во всех остальных случаях делать этого не нужно, считает Алексей Ткаченко. Запросто может сыграть против вас.
А.Т.: «Как-то раз пришло резюме от девушки, а с ним —  фотография, на которой кандидатка в платье ну с о-очень глубоким декольте, да ещё на балконе какого-то прибрежного отеля, да ещё с бокалом в руке… Может, конечно, у неё высокий уровень развития профессиональных навыков. Но сработал стереотип, что в первую очередь у неё развит навык обольщения. Сами понимаете, читать «визитную карточку» даже не стали.
На самом деле дать какие-то общие рекомендации по составлению резюме достаточно сложно. Опираясь на свой опыт и опыт коллег, могу сказать, на что точно смотрят специалисты по персоналу, да и кадровики тоже, в этом вашем документе. Во-первых, предыдущее место работы: соответствует ли оно специальности, на которую вы претендуете. Образование: если профильное — большой плюс, если нет, но при этом есть опыт работы в той сфере, куда нынче хотите устроиться, — ничего страшного. Вообще, при выборе кандидата многое решает именно опыт».
Есть распространённое мнение, что к претендентам, которые часто переходят с места на место, относятся негативно. Наш эксперт считает, что это не совсем так. Если человек менял компании, предприятия, но в рамках одной профессиональной области — это нормально: грамотному специалисту понятно, что кандидат искал либо больше денег, либо возможность карьерного роста, личного развития. А ежели соискатель прыгал из сферы в сферу, то на него запросто могут повесить ярлык — «несерьёзный», «ненадёжный», и тому подобное. Вряд ли такой претендент может рассчитывать на уважительное отношение и достойную должность.

Слово за слово
Итак, вы успешно прошли первый этап — «фильтрацию резюме», и вас пригласили на собеседование. Или — если компания крупная, тем паче, международная — на интервью.
А.Т.: «Последнее — штука более серьёзная, проводится HR-специалистами («эйч-ар» — от английского Human Resources, человеческие ресурсы — так сегодня на американский манер стали называть специалистов по персоналу. — Прим. ред.). Кандидату задаются определённые, точно выверенные вопросы, ему предлагают вспомнить и рассказать, как он повёл себя в той или иной ситуации — в отличие от обычного собеседования, где в ходу чаще всего сослагательное наклонение «представьте, что было бы…», «как бы вы поступили…», и так далее. Интервью — оно без «бы».
Впрочем, ни собеседования, ни интервью не стоит бояться — если информация в вашем резюме соответ­ствует действительности. По большому счёту, на личной встрече кандидата оценивают по трём направлениям:
1. Навыки и компетенции (то есть, что вы умеете делать, и как хорошо это у вас получается), в том числе профессиональные (в этом случае обязательно должен присутствовать узкий специалист, который может их оценить, или непосред­ственный начальник отдела, на должность в котором вы претендуете).
2. Личностные качества (пунктуальность, целеустремлённость, ответственность, стрессоустойчивость).
3. Мотивация.
А.Т.: «О третьем пункте подробнее. Во-первых, заявляйте о своих мотивах честно — это очень ценится. Если вас интересуют деньги — так и скажите. Очень хорошо, если вы объясните: мол на предыдущем месте работы сложилась такая ситуация — я рос, развивался как профессионал, мой вклад в процветание предприятия стал значительно больше, а зарплата оставалась такой же, как и в самом начале. Вообще, деньги — это самый честный мотив, и тех кандидатов, которые прямо об этом говорят, «эйч-ары» весьма уважают. Впрочем, если вы меняете место работы ради карьеры, власти или, скажем, стабильности — не скрывайте этого. Опытный спец по персоналу всё равно выяснит в процессе интервью ваши истинные мотивы — у него есть для этого определённые техники. И если поймает вас на несоответ­ствии, сами понимаете, «плюсов» вам это не добавит.
Обычно при подборе я спрашиваю о мотивах несколько раз, в разные моменты интервью, разными вопросами. Это помогает выявить то, что действительно важно кандидату. Или прошу рассказать о том, что интересует людей, похожих на претендента по принад­лежности к определённому социальному слою, возрасту или образованию. Рассуждая о других, соискатель, по сути, говорит, о том, что волнует его».

Девять заповедей успешного собеседования
1. НЕ опаздывай.
А.Т: «Оценщики, что уж тут скрывать, тоже могут повесить ярлык. Возможно, ты задержался в первый и последний раз в жизни, но на тебе запросто могут поставить клеймо «непунктуальный».
2. НЕ спорь.
А.Т: «Даже если ты прав, попридержи пока своё мнение при себе. Все мы люди, все мы человеки, и спецы по персоналу — не исключение. И тоже не любят, когда их начинают тыкать носом в их ошибки. Намёк понятен?»
3. НЕ скидывай со счетов внешний вид.
А.Т.: «Как ни крути, а встречают по одёжке. Поэтому опрятность, вкус, скромность приветствуются, а вот различные «не так» — настораживают. Ну и, конечно, манеры  — доброжелательное, вежливое, уверенное поведение пойдёт соискателю только в плюс».
4. НЕ скрывай волнения.
А.Т.: «Чересчур уверенный в себе кандидат может вызвать раздражение, желание его уколоть, вывести из равновесия. Да и просто — подозрительно это! А вот лёгкое искреннее волнение подкупает».
5. НЕ спрашивай «в лоб» про деньги.
А.Т.: «Чаще всего персональщик в процессе собеседования сам поднимает этот вопрос — он обязан выяснить вашу денежную мотивацию. Если же нет — то нет и смысла спрашивать. Зато стоит задуматься: а нужна ли тебе такая работа, где уже с самого начала от тебя скрывают самое главное — твою зарплату? Не забывайте, что не только вас выбирают, но и вы выбираете!»
6. НЕ будь равнодушным.
А.Т.: «Другими словами, проявляй заинтересованность. Это не просто добавит тебе плюсов, это необходимо. Кандидат, которому неинтересна компания, сам становится неинтересным компании».
7. НЕ задавай слишком много вопросов.
А.Т.: «Вполне допустимо сделать два-три уточнения в то время, когда тот, кто проводит собеседование, рассказывает о компании. Но не больше, иначе создашь впечатление человека, который забрёл сюда случайно, и устраивается на работу, о которой ничего не знает».
8. НЕ растекайся «мыслию по древу».
А.Т.: «Говори чётко, ясно и коротко. Человек, умеющий выражать свои мысли, всегда выигрывает».
9. НЕ обманывай.
А.Т.: «Думаю, тут всё понятно и без комментариев».

Комментариев нет:

Отправить комментарий