В среду, 15 июня, Госдума окончательно одобрила ещё один способ законного отъёма денег у населения — в последнем, третьем, чтении принят закон о государственном техническом осмотре
Документ вступит в силу 1 января 2012 года. Кое-что в жизни российских автомобилистов он поменяет, что-то останется по-прежнему. Например, главный вопрос, волновавший, пожалуй, всех, без исключения: «Будет ли прохождение ТО обязательным?», получил чёткий и окончательный ответ: «Да». Чуда не произошло, а значит — пробежимся по нововведениям.
Кто и почём
Некоторые аналитики выискивают в изменениях, введённых законом, «плюсы» и «минусы». На наш взгляд, разделение это довольно относительное и сомнительное. Судите сами: если московские СМИ радостно трубят о том, что стоимость процедуры «практически не возросла» и будет составлять около двух тысяч рублей, нам, уральцам, есть смысл только ухмыльнуться. На минуточку, у нас пока ещё официальная «такса» за ТО составляет 730 рублей, и её повышение почти в три раза радовать ну никак не может!
Впрочем, законодатели оставили двухлетнюю бюджетную отдушину — возможность проходить техосмотр на площадках ГИБДД, где стоимость процедуры вроде бы как должна остаться в пределах всё тех же семисот (плюс-минус) рублей.
Кстати, президент вообще требовал избавить МРЭО ГИБДД от функции проведения ТО. Собственно, новый закон и отстраняет наших доблестных автоинспекторов от столь занимательной и — что уж тут скрывать — прибыльной процедуры. Аккредитацию операторам технического осмотра — именно так теперь будут называться организации, имеющие право на выдачу заветного талончика — будет выдавать Российский союз автостраховщиков. Вот только вряд ли к январю следующего года РСА успеет аккредитовать даже ныне работающих операторов (по стране их — более двух с половиной тысяч). Особенно если учесть, что пока нет подзаконных актов, которые определяют условия для проведения техосмотра, а также требования к организациям, его проводящим.
Именно поэтому законодатели подстраховались и продлили на два года возможность проводить техосмотр на площадках ГИБДД. И, поговаривают, что, вполне возможно, по истечении этого срока в закон внесут новые поправки, закрепляющие за пунктами ТО при МРЭО право называться «операторами технического осмотра» — со всеми вытекающими.
Оставим пока в стороне автоинспекцию и посмотрим, кого же будет аккредитовывать нынче РСА. Если честно, при чтении нового закона возникает впечатление, что «кого попало». Судите сами: разрешение на проведение ТО вполне могут получить не только официальные дилерские техцентры, но и даже легально существующие гаражные мастерские! Ведь требования — проще не бывает: сервис должен иметь в собственности или на правах аренды «сооружения и средства технического диагностирования», содержать в штате «не менее одного технического эксперта» и ежедневно передавать сведения «о результатах проведения технического осмотра». Да и на их соблюдение, учитывая нашу национальную любимую забаву под названием «коррупция», кое-где будут смотреть сквозь пальцы, точнее — купюры.
Впрочем, законодатели попытались подстраховаться и на этот случай — а именно, возложили кое-какую дополнительную ответственность на «операторов технического осмотра». Но об этом ниже.
Кому и когда
Если вы владелец новенькой машины, то, согласно новому закону, на три года можете забыть о ТО. Автомобили от трёх до семи лет будут проходить техосмотр раз в два года, более старые «кони» — ежегодно. А грузовой и коммерческий транспорт, включая такси и маршрутки, — раз в шесть месяцев.
Теперь интересное: сервисы будут нести полную ответственность за ДТП, если причиной аварии станет неисправность, не выявленная механиками в ходе техосмотра. Как гласит статья 24: «Если в ходе проведения технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности транспортного средства, на наличие или отсутствие которых в соответствии с правилами проведения технического осмотра и договором о проведении технического осмотра подлежит проверке транспортное средство, либо такие неисправности выявлены, но о них не было сообщено владельцу транспортного средства или его законному представителю, оператор технического осмотра должен возместить в полном объёме вред, причинённый владельцу транспортного средства или третьим лицам вследствие таких неисправностей».
Вот она, законодательная «страховка от коррупции». Правда, думается, что сработает эта штука только в одном направлении — в разы увеличит стоимость прохождения ТО «по блату».
Что за чем
Если раньше технический осмотр был последним звеном в цепи действий, разрешающих выезд на дорогу, то теперь станет первым. Автовладельцу придётся сначала пройти техосмотр, потом купить полис ОСАГО, и только потом он сможет поставить машину на учёт. То есть нет техосмотра — нет страховки. Нет страховки — нет номеров.
В общем, коррупционеры уже потирают потные ручонки и подсчитывают грядущие барыши. Тем более что в оформлении полиса могут отказать и при наличии заветного талончика. Как? Очень просто. «Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которого истекает менее чем через шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования», — такой пункт предполагается внести в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». То есть если на дворе месяц май, а талон действителен до октября, ОСАГО вам не видать.
Кому за что
Ещё один большой подвох нового закона в том, что он, по сути, легализует «развод» со стороны техцентров. «У вас течёт рулевая рейка. Поменяем?». За цену, втрое большую, чем средняя стоимость этой операции в специализированных сервисах по соседству. И не важно, действительно ли был этот узел неисправным, или нет. В этом случае выбор невелик: либо ехать к другому «оператору ТО» и платить по новой за осмотр авто, либо соглашаться на «развод».
Скажете, этого не будет? Не будет только в том случае, если взять пример с белорусов: в этой стране сотрудники техцентров не имеют права осуществлять ремонт машин, прибывших на техосмотр.
Но всё это станет реальностью лишь с первого числа первого месяца 2012 года. А пока действует мораторий. Тот самый, которому обрадовались автовладельцы с истекающими в нынешнем году сроками ТО. Сейчас, вполне возможно, есть смысл не откладывать процедуру на будущее, а пройти — по старым, привычным правилам и ценам. В том числе «по блату».
Документ вступит в силу 1 января 2012 года. Кое-что в жизни российских автомобилистов он поменяет, что-то останется по-прежнему. Например, главный вопрос, волновавший, пожалуй, всех, без исключения: «Будет ли прохождение ТО обязательным?», получил чёткий и окончательный ответ: «Да». Чуда не произошло, а значит — пробежимся по нововведениям.
Кто и почём
Некоторые аналитики выискивают в изменениях, введённых законом, «плюсы» и «минусы». На наш взгляд, разделение это довольно относительное и сомнительное. Судите сами: если московские СМИ радостно трубят о том, что стоимость процедуры «практически не возросла» и будет составлять около двух тысяч рублей, нам, уральцам, есть смысл только ухмыльнуться. На минуточку, у нас пока ещё официальная «такса» за ТО составляет 730 рублей, и её повышение почти в три раза радовать ну никак не может!
Впрочем, законодатели оставили двухлетнюю бюджетную отдушину — возможность проходить техосмотр на площадках ГИБДД, где стоимость процедуры вроде бы как должна остаться в пределах всё тех же семисот (плюс-минус) рублей.
Кстати, президент вообще требовал избавить МРЭО ГИБДД от функции проведения ТО. Собственно, новый закон и отстраняет наших доблестных автоинспекторов от столь занимательной и — что уж тут скрывать — прибыльной процедуры. Аккредитацию операторам технического осмотра — именно так теперь будут называться организации, имеющие право на выдачу заветного талончика — будет выдавать Российский союз автостраховщиков. Вот только вряд ли к январю следующего года РСА успеет аккредитовать даже ныне работающих операторов (по стране их — более двух с половиной тысяч). Особенно если учесть, что пока нет подзаконных актов, которые определяют условия для проведения техосмотра, а также требования к организациям, его проводящим.
Именно поэтому законодатели подстраховались и продлили на два года возможность проводить техосмотр на площадках ГИБДД. И, поговаривают, что, вполне возможно, по истечении этого срока в закон внесут новые поправки, закрепляющие за пунктами ТО при МРЭО право называться «операторами технического осмотра» — со всеми вытекающими.
Оставим пока в стороне автоинспекцию и посмотрим, кого же будет аккредитовывать нынче РСА. Если честно, при чтении нового закона возникает впечатление, что «кого попало». Судите сами: разрешение на проведение ТО вполне могут получить не только официальные дилерские техцентры, но и даже легально существующие гаражные мастерские! Ведь требования — проще не бывает: сервис должен иметь в собственности или на правах аренды «сооружения и средства технического диагностирования», содержать в штате «не менее одного технического эксперта» и ежедневно передавать сведения «о результатах проведения технического осмотра». Да и на их соблюдение, учитывая нашу национальную любимую забаву под названием «коррупция», кое-где будут смотреть сквозь пальцы, точнее — купюры.
Впрочем, законодатели попытались подстраховаться и на этот случай — а именно, возложили кое-какую дополнительную ответственность на «операторов технического осмотра». Но об этом ниже.
Кому и когда
Если вы владелец новенькой машины, то, согласно новому закону, на три года можете забыть о ТО. Автомобили от трёх до семи лет будут проходить техосмотр раз в два года, более старые «кони» — ежегодно. А грузовой и коммерческий транспорт, включая такси и маршрутки, — раз в шесть месяцев.
Теперь интересное: сервисы будут нести полную ответственность за ДТП, если причиной аварии станет неисправность, не выявленная механиками в ходе техосмотра. Как гласит статья 24: «Если в ходе проведения технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности транспортного средства, на наличие или отсутствие которых в соответствии с правилами проведения технического осмотра и договором о проведении технического осмотра подлежит проверке транспортное средство, либо такие неисправности выявлены, но о них не было сообщено владельцу транспортного средства или его законному представителю, оператор технического осмотра должен возместить в полном объёме вред, причинённый владельцу транспортного средства или третьим лицам вследствие таких неисправностей».
Вот она, законодательная «страховка от коррупции». Правда, думается, что сработает эта штука только в одном направлении — в разы увеличит стоимость прохождения ТО «по блату».
Что за чем
Если раньше технический осмотр был последним звеном в цепи действий, разрешающих выезд на дорогу, то теперь станет первым. Автовладельцу придётся сначала пройти техосмотр, потом купить полис ОСАГО, и только потом он сможет поставить машину на учёт. То есть нет техосмотра — нет страховки. Нет страховки — нет номеров.
В общем, коррупционеры уже потирают потные ручонки и подсчитывают грядущие барыши. Тем более что в оформлении полиса могут отказать и при наличии заветного талончика. Как? Очень просто. «Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которого истекает менее чем через шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования», — такой пункт предполагается внести в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». То есть если на дворе месяц май, а талон действителен до октября, ОСАГО вам не видать.
Кому за что
Ещё один большой подвох нового закона в том, что он, по сути, легализует «развод» со стороны техцентров. «У вас течёт рулевая рейка. Поменяем?». За цену, втрое большую, чем средняя стоимость этой операции в специализированных сервисах по соседству. И не важно, действительно ли был этот узел неисправным, или нет. В этом случае выбор невелик: либо ехать к другому «оператору ТО» и платить по новой за осмотр авто, либо соглашаться на «развод».
Скажете, этого не будет? Не будет только в том случае, если взять пример с белорусов: в этой стране сотрудники техцентров не имеют права осуществлять ремонт машин, прибывших на техосмотр.
Но всё это станет реальностью лишь с первого числа первого месяца 2012 года. А пока действует мораторий. Тот самый, которому обрадовались автовладельцы с истекающими в нынешнем году сроками ТО. Сейчас, вполне возможно, есть смысл не откладывать процедуру на будущее, а пройти — по старым, привычным правилам и ценам. В том числе «по блату».
Георгий ОРЛОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий