Приветствуем тебя, читатель, в нашем «Отделе кадров». Если ты не видел прошлого номера газеты, а потому не совсем в курсе, о чём и зачем эта рубрика, объясним: здесь мы говорим обо всём, что связано с отношениями в трудовом коллективе. И помогает нам в этом эксперт в кадровых вопросах — специалист по развитию персонала, бизнес-тренер Алексей Ткаченко.
В этом выпуске поговорим о тех, кого не любят. Они есть везде — в цеху, офисе, полицейском участке… Их главная задача — да и призвание наверное — собирать информацию обо всех. И передавать её «куда следует». В детстве их дразнили «ябеда-корябеда», сейчас же называют более грубо, но точно…
«Стукачи делятся на две категории, — говорит Алексей Ткаченко, — любители и профессионалы. И хотя в каждой есть свои подвиды, определяющим является мотив, который толкает человека наушничать, доносить». Итак, давайте познакомимся с разными лицами «товарища Стукача», попробуем разобраться, как его вычислить в коллективе, как с ним себя вести, и, что немаловажно, как к его доносам отнесётся ваш начальник.
Любители
«Стучат» по зову души, от обиды, из чувства справедливости или мести, а также из «любви к истине». По способу донесения информации до начальника и преследуемым целям делятся на несколько подвидов.
«Как баба»
Как уже понятно из названия, способ этот скорее чисто женский. Тем не менее встречаются мужики, которые действуют… собственно, как бабы. А именно: представитель этого типа не станет писать директору донос (даже анонимный), перечисляя все недостатки, недоработки и проколы коллеги. Нет, женщина (будем всё же говорить о них, поскольку они в этом типе проявляются чаще и ярче) пустит словесную стрелу как бы ненароком, мимоходом, но точно в цель. Она просто «обмолвится» о каких-то нелицеприятных личных качествах жертвы, о её слабостях и заблуждениях. «Подчеркну, — говорит Алексей Ткаченко, — реплика будет касаться именно личности, а не профессиональных навыков или должностных обязанностей». Цель этого типа стукача — изменить отношение начальника к намеченной жертве на менее позитивное, а в идеале — и вовсе на негативное. Исполняется из желания отомстить или убрать с дороги конкурента.
Алексей Ткаченко: «С таким человеком, как ни странно, нужно «дружить». Не подхалимничать, не спорить, а обсуждать общие нейтральные темы — дети, домашние питомцы, автомобили… И самое главное — не сплетничать, а то прилетит обратно, и крайним в её интриге будешь именно ты.
Что же касается руководства, то грамотный начальник будет с ней (или с ним, в случае, если это мужик с бабскими замашками) аккуратным. А если решит уволить, то узнает о себе много нового. И не только он узнает. Очень грамотные начальники будут использовать такого стукача как инструмент управления: запускать нужную информацию, например».
«Обыдно, панимашь»
Эти не стучат, а жалуются. Когда им кажется, что их задели, унизили и оскорбили. Проблема в том, что это им кажется всегда, и потому чуть что — они в слёзы и к начальнику. Жаловаться. Понятное дело, что грешат этим также женщины. Руководство чаще всего само от них «стреляется», а излитую с обидой информацию пропускает мимо ушей. Но чаще всего — не значит всегда. Поэтому лучше не рисковать.
А.Т.: «Их важно выслушивать. Есть такой механизм в коммуникации — присоединение. Ты вроде бы соглашаешься, и в то же время нет. Вот, например, подходит к тебе подобный экземпляр и говорит: «От этого старого перечника Семёныча так несёт дешёвыми сигаретами на весь кабинет, что сидеть рядом противно». Твоя лучшая реакция: «Да, кабинет у нас маленький и проветривается плохо…» И никакого обсуждения Семёныча! Начальство же таких либо игнорирует, либо терпит, либо просто от них избавляется».
«Не могу молчать»
Собственно, мужской вариант жалобщицы. Он молча подмечает обиды и несправедливости в свой адрес, терпеливо их накапливая. Пока какая-нибудь мелочь не станет последней каплей. Нет, конечно, этот тип не побежит рыдать на плече у директора. Он выскажется в нужный момент, неожиданно, конкретно и веско. Например, во время совместного с начальством перекура, когда разговор зайдёт о сотруднике, на которого у «молчуна» зуб заточен. Улучив момент, наш герой бросит: «Да ни хрена он не работает!» и, загасив сигарету, уйдёт. Попадёт ли реплика в цель — зависит от авторитета высказавшегося, ну и от начальника, конечно.
А.Т.: «Что делать, чтобы не попасть к такому на прицел? Во-первых, если за дело, то надо реально работать, выполнять свои обязанности. А если это напраслина, то не обращай внимания — он на всех ворчит. Его всё вокруг не устраивает, и ты в том числе. Когда начальство слушает подобные «доносы» — максимум, кивает головой в ответ».
«За правду»
Помните, в детстве были такие — чуть что, сразу бежит с криком: «Марьиванна, а Вовочка девочкам платья задирает!» И ничего с ним не сделаешь — он ведь такой весь честный и открытый, он ведь за правду! К тому же воспитательница рядом. Став взрослыми, эти правдолюбы не отказывают себе в удовольствии самоутвердиться в коллективе (и в начальственных глазах свой рейтинг повысить) за чей-либо счёт. И метод на вооружении у них всё тот же: «Иван Иваныч, а за Сидорова отчёт Петрова делала, за что вы Сидорову премию дали?» И смотрит на всех честными глазами — мол я же за правду, за справедливость.
А.Т.: «Здесь тонкий момент: вроде бы он не стукач — ведь не за глаза информирует, говорит правду во всеуслышание, но его почему-то всё равно не любят. С таким «конструктивным» борцом за справедливость нужно бороться его же методами. Называется это «отзеркаливание». Как только он крепко обвинил на собрании кого-то из присутствующих, то можешь ему напомнить о последнем из его профессиональных проколов. Для этого тебе нужны определённая смелость и, конечно же, компромат.
Начальник обычно по отношению к таким заявлениям сразу шашкой не машет. Присматривается, проверяет. Ведь чтобы так, в открытую, поливать грязью коллег, нужно или иметь прикрытие более сильных мира сего, либо быть дураком. И вот когда директор разберётся, выставит «диагноз», тогда и решит, что делать с правдолюбом».
Профессионалы
Стукачи-профессионалы существуют там, где есть внутренние СБ — службы безопасности. Собственно ими же вербуются в добровольно-принудительном порядке. Отличаются только способом «вступления в должность». Первый тип — попавшиеся на «неправомерных и уголовно наказуемых деяниях». Чаще всего — на воровстве. Всё просто — человека вызывают в «контору» и ставят перед выбором: или мы стучим на тебя куда надо, и ты идёшь нары полировать, или ты стучишь нам на всех. Понятное дело, большинство выбирают второй вариант. И начинают трудиться на поприще доносов. Нередко такие доносчики со временем входят во вкус и начинают работать не за страх, а за вполне реальные материальные блага. Премии, путёвки — если стукач «с честью» прошёл испытательный срок, на него начинают сыпаться всяческие поощрения.
Второй тип «профессионалов» — завербованные ещё при приёме на работу. Этих также ставят перед выбором: хочешь трудиться у нас — надо стучать. Не желаешь стучать — прощай, кандидатов на вакансию много. Люди соглашаются. Дальше всё, как у первого типа: прошёл испытательный срок — втянулся — стучит за деньги.
А.Т.: «Профессионалов можно вычислить, Например, если человек благополучно переживает любые катаклизмы на предприятии — кризисы, сокращения, и так далее, то, возможно, он — резидент СБ. Кроме того, такие стукачи, как правило, быстро продвигаются по карьерной лестнице, но недалеко, зависают на уровне управленцев среднего звена — ведь именно здесь они эффективнее всего. Ну и, наконец, если у вас есть доступ к финансовым данным предприятия, вы легко вычислите завербованного — он будет часто фигурировать во всевозможных «тайных» ведомостях на получение премий, поощрений, путёвок в санатории, и тому подобное.
Когда я учился в Высшей школе МВД, один из преподавателей рекомендовал нам не заводить друзей на работе. Конечно же, он имел в виду, что не нужно обсуждать деликатные темы с коллегами. Будь осторожен, когда твой коллега вдруг начинает активно интересоваться тобой или, наоборот, ни с того ни с сего начинает изливать тебе душу.
Если начальник не собственник, то он сам боится таких «внештатных» сотрудников и использует все свои возможности, чтобы их вычислить. Поскольку и директор может запросто попасть на прицел стукача-профессионала».
В этом выпуске поговорим о тех, кого не любят. Они есть везде — в цеху, офисе, полицейском участке… Их главная задача — да и призвание наверное — собирать информацию обо всех. И передавать её «куда следует». В детстве их дразнили «ябеда-корябеда», сейчас же называют более грубо, но точно…
«Стукачи делятся на две категории, — говорит Алексей Ткаченко, — любители и профессионалы. И хотя в каждой есть свои подвиды, определяющим является мотив, который толкает человека наушничать, доносить». Итак, давайте познакомимся с разными лицами «товарища Стукача», попробуем разобраться, как его вычислить в коллективе, как с ним себя вести, и, что немаловажно, как к его доносам отнесётся ваш начальник.
Любители
«Стучат» по зову души, от обиды, из чувства справедливости или мести, а также из «любви к истине». По способу донесения информации до начальника и преследуемым целям делятся на несколько подвидов.
«Как баба»
Как уже понятно из названия, способ этот скорее чисто женский. Тем не менее встречаются мужики, которые действуют… собственно, как бабы. А именно: представитель этого типа не станет писать директору донос (даже анонимный), перечисляя все недостатки, недоработки и проколы коллеги. Нет, женщина (будем всё же говорить о них, поскольку они в этом типе проявляются чаще и ярче) пустит словесную стрелу как бы ненароком, мимоходом, но точно в цель. Она просто «обмолвится» о каких-то нелицеприятных личных качествах жертвы, о её слабостях и заблуждениях. «Подчеркну, — говорит Алексей Ткаченко, — реплика будет касаться именно личности, а не профессиональных навыков или должностных обязанностей». Цель этого типа стукача — изменить отношение начальника к намеченной жертве на менее позитивное, а в идеале — и вовсе на негативное. Исполняется из желания отомстить или убрать с дороги конкурента.
Алексей Ткаченко: «С таким человеком, как ни странно, нужно «дружить». Не подхалимничать, не спорить, а обсуждать общие нейтральные темы — дети, домашние питомцы, автомобили… И самое главное — не сплетничать, а то прилетит обратно, и крайним в её интриге будешь именно ты.
Что же касается руководства, то грамотный начальник будет с ней (или с ним, в случае, если это мужик с бабскими замашками) аккуратным. А если решит уволить, то узнает о себе много нового. И не только он узнает. Очень грамотные начальники будут использовать такого стукача как инструмент управления: запускать нужную информацию, например».
«Обыдно, панимашь»
Эти не стучат, а жалуются. Когда им кажется, что их задели, унизили и оскорбили. Проблема в том, что это им кажется всегда, и потому чуть что — они в слёзы и к начальнику. Жаловаться. Понятное дело, что грешат этим также женщины. Руководство чаще всего само от них «стреляется», а излитую с обидой информацию пропускает мимо ушей. Но чаще всего — не значит всегда. Поэтому лучше не рисковать.
А.Т.: «Их важно выслушивать. Есть такой механизм в коммуникации — присоединение. Ты вроде бы соглашаешься, и в то же время нет. Вот, например, подходит к тебе подобный экземпляр и говорит: «От этого старого перечника Семёныча так несёт дешёвыми сигаретами на весь кабинет, что сидеть рядом противно». Твоя лучшая реакция: «Да, кабинет у нас маленький и проветривается плохо…» И никакого обсуждения Семёныча! Начальство же таких либо игнорирует, либо терпит, либо просто от них избавляется».
«Не могу молчать»
Собственно, мужской вариант жалобщицы. Он молча подмечает обиды и несправедливости в свой адрес, терпеливо их накапливая. Пока какая-нибудь мелочь не станет последней каплей. Нет, конечно, этот тип не побежит рыдать на плече у директора. Он выскажется в нужный момент, неожиданно, конкретно и веско. Например, во время совместного с начальством перекура, когда разговор зайдёт о сотруднике, на которого у «молчуна» зуб заточен. Улучив момент, наш герой бросит: «Да ни хрена он не работает!» и, загасив сигарету, уйдёт. Попадёт ли реплика в цель — зависит от авторитета высказавшегося, ну и от начальника, конечно.
А.Т.: «Что делать, чтобы не попасть к такому на прицел? Во-первых, если за дело, то надо реально работать, выполнять свои обязанности. А если это напраслина, то не обращай внимания — он на всех ворчит. Его всё вокруг не устраивает, и ты в том числе. Когда начальство слушает подобные «доносы» — максимум, кивает головой в ответ».
«За правду»
Помните, в детстве были такие — чуть что, сразу бежит с криком: «Марьиванна, а Вовочка девочкам платья задирает!» И ничего с ним не сделаешь — он ведь такой весь честный и открытый, он ведь за правду! К тому же воспитательница рядом. Став взрослыми, эти правдолюбы не отказывают себе в удовольствии самоутвердиться в коллективе (и в начальственных глазах свой рейтинг повысить) за чей-либо счёт. И метод на вооружении у них всё тот же: «Иван Иваныч, а за Сидорова отчёт Петрова делала, за что вы Сидорову премию дали?» И смотрит на всех честными глазами — мол я же за правду, за справедливость.
А.Т.: «Здесь тонкий момент: вроде бы он не стукач — ведь не за глаза информирует, говорит правду во всеуслышание, но его почему-то всё равно не любят. С таким «конструктивным» борцом за справедливость нужно бороться его же методами. Называется это «отзеркаливание». Как только он крепко обвинил на собрании кого-то из присутствующих, то можешь ему напомнить о последнем из его профессиональных проколов. Для этого тебе нужны определённая смелость и, конечно же, компромат.
Начальник обычно по отношению к таким заявлениям сразу шашкой не машет. Присматривается, проверяет. Ведь чтобы так, в открытую, поливать грязью коллег, нужно или иметь прикрытие более сильных мира сего, либо быть дураком. И вот когда директор разберётся, выставит «диагноз», тогда и решит, что делать с правдолюбом».
Профессионалы
Стукачи-профессионалы существуют там, где есть внутренние СБ — службы безопасности. Собственно ими же вербуются в добровольно-принудительном порядке. Отличаются только способом «вступления в должность». Первый тип — попавшиеся на «неправомерных и уголовно наказуемых деяниях». Чаще всего — на воровстве. Всё просто — человека вызывают в «контору» и ставят перед выбором: или мы стучим на тебя куда надо, и ты идёшь нары полировать, или ты стучишь нам на всех. Понятное дело, большинство выбирают второй вариант. И начинают трудиться на поприще доносов. Нередко такие доносчики со временем входят во вкус и начинают работать не за страх, а за вполне реальные материальные блага. Премии, путёвки — если стукач «с честью» прошёл испытательный срок, на него начинают сыпаться всяческие поощрения.
Второй тип «профессионалов» — завербованные ещё при приёме на работу. Этих также ставят перед выбором: хочешь трудиться у нас — надо стучать. Не желаешь стучать — прощай, кандидатов на вакансию много. Люди соглашаются. Дальше всё, как у первого типа: прошёл испытательный срок — втянулся — стучит за деньги.
А.Т.: «Профессионалов можно вычислить, Например, если человек благополучно переживает любые катаклизмы на предприятии — кризисы, сокращения, и так далее, то, возможно, он — резидент СБ. Кроме того, такие стукачи, как правило, быстро продвигаются по карьерной лестнице, но недалеко, зависают на уровне управленцев среднего звена — ведь именно здесь они эффективнее всего. Ну и, наконец, если у вас есть доступ к финансовым данным предприятия, вы легко вычислите завербованного — он будет часто фигурировать во всевозможных «тайных» ведомостях на получение премий, поощрений, путёвок в санатории, и тому подобное.
Когда я учился в Высшей школе МВД, один из преподавателей рекомендовал нам не заводить друзей на работе. Конечно же, он имел в виду, что не нужно обсуждать деликатные темы с коллегами. Будь осторожен, когда твой коллега вдруг начинает активно интересоваться тобой или, наоборот, ни с того ни с сего начинает изливать тебе душу.
Если начальник не собственник, то он сам боится таких «внештатных» сотрудников и использует все свои возможности, чтобы их вычислить. Поскольку и директор может запросто попасть на прицел стукача-профессионала».
Комментариев нет:
Отправить комментарий