О Китае туристическом вы наверняка читали-слышали-видели многое. Наш корреспондент познакомился с Китаем торговым. И не только
Такое вот у меня было редакционное задание: в законном отпуске не на пляже загорать и не культурно-развлекательные достопримечательности осматривать, а как можно подробнее изучить особенности шопинга по-китайски. Чем я и занимался. А попутно — впечатлялся другими необычностями и непривычностями этой древней империи.
Шанхай vs Пекин
Эти два форпоста Поднебесной — всё равно что наши Москва и Питер: с таким же размахом и таким же противостоянием. Пекин — скорее административный центр, Шанхай — культурный и исторический. С него, кстати, и началось моё знакомство с Китаем.
Учитывая, что ещё 20 лет назад это был средненький и весьма бедный портовый город (не случайно у нас до сих пор самые трущобные районы кличут «шанхаями»), нынешний Шанхай не то что поразил — оглушил своим масштабом. Причём во всех смыслах. По количеству небоскрёбов — 115 – 140 этажей — с ним сегодня конкурируют только Арабские Эмираты и Гонконг.
Автотрафик: чёт‑нечет и подземелья
В крупных городах Китая проблему транспортных пробок решили гениально просто: три дня в неделю на дорогу дозволено выезжать авто с чётной последней цифрой номера, три дня — с нечётной. В воскресенье — «танцуют все». Теоретически не возбраняется иметь в семье две машины. Но, во-первых, не факт, что у них номера будут разные, а во-вторых, очень дорого. Высокие цены на авто — ещё один способ борьбы с перенасыщенностью трафика. А прибавьте к этому стоимость хранения «железного коня» — в мегаполисах Поднебесной сегодня повсюду обустроены дорогостоящие, но эргономичные парковки в 5, 7, 12 подземных и столько же надземных этажей, куда авто доставляются лифтами.
Братья бледнолицые
Бросается в глаза, что в Шанхае китайцы светлее. А женщины Поднебесной не загорают в принципе — закрываются от солнца зонтиками и активно пользуются всевозможными отбеливающими процедурами, поскольку чем светлее кожа, тем красивее считается китаянка. Также впечатлили физическая мощь и высокий рост современных молодых китайцев. На глаз — в среднем около метра восьмидесяти. Говорят, это результат действующей последние 30 лет обязательной программы «Одна семья — один ребёнок»: чтобы легализовать второго младенца, нужно заплатить сумму, эквивалентную 30 тысячам долларов. Поэтому в деревнях, где контроль за численностью жителей осуществляется не так жёстко, как в больших городах, сегодня по самым приблизительным подсчётам от 300 до 500 миллионов этаких «мёртвых душ» — нигде не зарегистрированных, беспаспортных вторых, третьих и так далее детей. В городах, как уже говорилось, контроль более строгий, поэтому в подавляющем большинстве современных семей — только один наследник. Естественно, ему — все блага, он лучше питается, соответственно, и физически он развит лучше, чем «неучтённые» деревенские сверстники.
Тьфу, лапша и китайские «семечки»
Китайцы действительно едят китайскую лапшу. Причём это не моветон и не признак бедности. Кроме того, жители Поднебесной очень любят плеваться на пол — просто хронически. И это тоже не считается нарушением этикета. Обожают куриные ножки, причём приготовленные любым способом — это у них такая привычная закуска, вроде чипсов или семечек. Китайцы много курят, а вот пьют мало. На улице пить вообще не принято — даже воду из бутылки.
«Подcделано в Китае»
Полуостров Хайнань — настоящая контрабандная Мекка. Причём это даже не скрывается: тебя хватает за руку зазывала, всучивает яркий букет с надписью «контрабанда» и фотографиями самых «свежих» продуктов Apple, «Гуччи», «Версаче» и тащит в своё маленькое, как правило, двухкомнатное «царство подделок». В первом помещении — совершенно легальный, скажем, магазин шёлка, а в углу — большой, но невзрачный шкаф. Он раздвигается, и открывается вход в другую комнату. А там — яркие огни гирлянд, красивые девушки-китаяночки и просто море не то что даже подделок, очень качественных копий известных брендов. Как говорят местные, большинство из этих товаров — сумки, обувь, одежда — производятся в ночную смену на тех же фабриках, которые днём легально отшивают бренды для Европы и США. Поэтому «уровень исполнения» действительно очень высок. Цены здесь — не сказать что низкие, можно найти и более дешёвые подделки. Например, хорошая женская сумка, которую в челябинских магазинах вы купите за 10 – 12 тысяч, здесь продаётся за полторы.
Кроме того, Хайнань славится отличными копиями швейцарских часов и, как я уже упоминал, продуктов Apple. Естественно, по весьма умеренным ценам.
Мао, стена и шопинг
Если из всего Китая вас интересуют исключительно производимые там товары народного потребления, достаточно прилететь в недельный тур в сам Пекин. Из всех его достопримечательностей русские почему-то всегда выбирают две: площадь Тяньаньмэнь, где погребён Мао, и Великую Китайскую стену. Что касается последней, то развлечение, скажем так, не для ленивых: экскурсия даже по тому небольшому участку, что открыт для туристов, выжимает из тебя все соки, особенно на жаре. Так что большинство наших очень быстро переходят к тому, зачем, собственно, прилетели — к шопингу. И отправляются на пекинский рынок с совершенно очаровательным для русского уха названием — Ябаолу. Процентов 80 китайского товара на просторах бывшего СССР сегодня — именно отсюда. Но понимание грандиозности масштабов торговли здесь приходит, когда видишь магазины в 30 – 40 этажей. Это потрясает.
Огромные торговые центры с узкими коридорами разбиты на клетушки-микроотделы. Все обязательно занавешены шторками. Чем торгуют в каждом, ты не видишь: хорошо если висит картинка-подсказка — одежда, обувь, техника… Но в большинстве случаев, чтобы понять, что за товар за каждой шторкой, нужно войти. Вот такая почти интимность.
Продаётся там, наверное, всё, что существует в современном мире. Кроме одежды, обуви, техники и чая весьма популярны всевозможные БАДы. Кстати, самая востребованная в Поднебесной биоактивная добавка — гель для увеличения груди. Оно и понятно, китаянки субтильны, но мода на большие «буфера» и их не оставила равнодушными. Так что все, кто может себе это позволить, втирают данный гель, и грудь действительно временно «набухает» на размер-другой.
Торговаться на Ябаолу не принято, но торгуются все. Кое-где первоначальные цены можно скинуть раз в десять: скажем, пуховик стоимостью в 300 юаней приобрести за 50 или 30 (курс: 1 юань ~ 5 рублей). Кстати, встретил там пару знакомых предпринимателей, у которых отделы в крупных и «дорогих» челябинских торговых центрах…
Торговля на Ябаолу в основном полуоптовая, но можно покупать и в розницу, штучно. А цены по нашим меркам реально смешные: например, брендовые джинсы, идеально подделанные, стоят от силы 150 – 200 рублей. У нас их будут продавать за три-шесть тысяч. И так — на всю одежду и обувь.
Отдельная история — шубы. Наши «бывалые» соотечественники развлекаются тем, что ходят по меховым отдельчикам и спрашивают: «У вас есть норковая шуба, но не китайская?» Продавцы сначала зависают, потом понимают. Фишка тут вот в чём: как рассказали знающие люди, для полноценной шубы «в пол» и с капюшоном требуется 36 шкурок, но граждане Поднебесной умудряются сшить её из 17 – 20. Стоит такая шубейка в среднем тысячу долларов. Кстати, беспошлинно можно вывезти: 3 телефона, 3 шубы и 20 килограммов основного веса, остальное — за дополнительную плату. Впрочем, отправить свой груз можно через систему карго, представительства которой там на каждом углу.
Китайская клавиатура
Меня давно волновал вопрос: как устроена китайская клавиатура, ведь у них только основных иероглифов, так называемый активный запас, — пять тысяч! Выяснилось, что раньше на каждую клавишу было забито несколько десятков символов — как в сотовом телефоне, жмёшь несколько раз на одну кнопку, пока не выберешь нужную букву. С появлением сенсорных экранов стало проще: рисуется пальцем часть иероглифа, а техника сама дешифрует остальное. Поэтому даже бомжи сидят с «айфонами».
Ритм жизни
Это миф, что китайцы с утра до ночи вкалывают. У них такие же выходные — суббота с воскресеньем, такой же рабочий день — 8 – 9 часов. Вот только безработица в полуторамиллиардной стране весьма приличная. Поэтому желающих трудиться чуть ли не за еду — хоть отбавляй.
Национальная идея и китайская мудрость
Образованные и состоятельные китайцы сегодня в открытую говорят, что они — нация-лидер. Мы, мол, доминируем в этом мире. Причём не только численно, но и экономически. Между прочим, они не преувеличивают: знакомые хабаровчане, например, подтверждают, что на востоке России уже свободно ходит юань. В Поднебесной же сегодня происходит революционный ребрендинг: ставшая притчей во языцех надпись Made in China будет преобразована в «Создано в Китае. С китайской мудростью». Другими словами, долгое время эта восточная империя сдавала в аренду свои, прямо скажем, дешёвые человеческие ресурсы, а также обеспечивала весь мир, опять же, дешёвыми и в основном качественными репликами мировых брендов. И сколотила весьма неплохие капиталы. Настало время подумать о репутации. Чем и заняты сегодня наши восточные соседи. С китайской мудростью.
Дружба народов
Особой любви к нам, русским, я там не увидел. Довольно спокойное, даже равнодушное отношение. В самом Пекине есть несколько памятников дружбы советско-китайского народа. Но в определённый момент Хрущёв и Мао поссорились, и это ощущается до сих пор. Впрочем, негатива, пренебрежения к нашим у них тоже нет. Мы привыкли к ним, а они — к нам. Но русскоязычные гиды там нарасхват. Думаю, у тех, кто владеет русским, английским и китайским, сегодня отличные перспективы. Потому что, как ни крути, а будущее — за Китаем.
Такое вот у меня было редакционное задание: в законном отпуске не на пляже загорать и не культурно-развлекательные достопримечательности осматривать, а как можно подробнее изучить особенности шопинга по-китайски. Чем я и занимался. А попутно — впечатлялся другими необычностями и непривычностями этой древней империи.
Шанхай vs Пекин
Эти два форпоста Поднебесной — всё равно что наши Москва и Питер: с таким же размахом и таким же противостоянием. Пекин — скорее административный центр, Шанхай — культурный и исторический. С него, кстати, и началось моё знакомство с Китаем.
Учитывая, что ещё 20 лет назад это был средненький и весьма бедный портовый город (не случайно у нас до сих пор самые трущобные районы кличут «шанхаями»), нынешний Шанхай не то что поразил — оглушил своим масштабом. Причём во всех смыслах. По количеству небоскрёбов — 115 – 140 этажей — с ним сегодня конкурируют только Арабские Эмираты и Гонконг.
Автотрафик: чёт‑нечет и подземелья
В крупных городах Китая проблему транспортных пробок решили гениально просто: три дня в неделю на дорогу дозволено выезжать авто с чётной последней цифрой номера, три дня — с нечётной. В воскресенье — «танцуют все». Теоретически не возбраняется иметь в семье две машины. Но, во-первых, не факт, что у них номера будут разные, а во-вторых, очень дорого. Высокие цены на авто — ещё один способ борьбы с перенасыщенностью трафика. А прибавьте к этому стоимость хранения «железного коня» — в мегаполисах Поднебесной сегодня повсюду обустроены дорогостоящие, но эргономичные парковки в 5, 7, 12 подземных и столько же надземных этажей, куда авто доставляются лифтами.
Братья бледнолицые
Бросается в глаза, что в Шанхае китайцы светлее. А женщины Поднебесной не загорают в принципе — закрываются от солнца зонтиками и активно пользуются всевозможными отбеливающими процедурами, поскольку чем светлее кожа, тем красивее считается китаянка. Также впечатлили физическая мощь и высокий рост современных молодых китайцев. На глаз — в среднем около метра восьмидесяти. Говорят, это результат действующей последние 30 лет обязательной программы «Одна семья — один ребёнок»: чтобы легализовать второго младенца, нужно заплатить сумму, эквивалентную 30 тысячам долларов. Поэтому в деревнях, где контроль за численностью жителей осуществляется не так жёстко, как в больших городах, сегодня по самым приблизительным подсчётам от 300 до 500 миллионов этаких «мёртвых душ» — нигде не зарегистрированных, беспаспортных вторых, третьих и так далее детей. В городах, как уже говорилось, контроль более строгий, поэтому в подавляющем большинстве современных семей — только один наследник. Естественно, ему — все блага, он лучше питается, соответственно, и физически он развит лучше, чем «неучтённые» деревенские сверстники.
Тьфу, лапша и китайские «семечки»
Китайцы действительно едят китайскую лапшу. Причём это не моветон и не признак бедности. Кроме того, жители Поднебесной очень любят плеваться на пол — просто хронически. И это тоже не считается нарушением этикета. Обожают куриные ножки, причём приготовленные любым способом — это у них такая привычная закуска, вроде чипсов или семечек. Китайцы много курят, а вот пьют мало. На улице пить вообще не принято — даже воду из бутылки.
«Подcделано в Китае»
Полуостров Хайнань — настоящая контрабандная Мекка. Причём это даже не скрывается: тебя хватает за руку зазывала, всучивает яркий букет с надписью «контрабанда» и фотографиями самых «свежих» продуктов Apple, «Гуччи», «Версаче» и тащит в своё маленькое, как правило, двухкомнатное «царство подделок». В первом помещении — совершенно легальный, скажем, магазин шёлка, а в углу — большой, но невзрачный шкаф. Он раздвигается, и открывается вход в другую комнату. А там — яркие огни гирлянд, красивые девушки-китаяночки и просто море не то что даже подделок, очень качественных копий известных брендов. Как говорят местные, большинство из этих товаров — сумки, обувь, одежда — производятся в ночную смену на тех же фабриках, которые днём легально отшивают бренды для Европы и США. Поэтому «уровень исполнения» действительно очень высок. Цены здесь — не сказать что низкие, можно найти и более дешёвые подделки. Например, хорошая женская сумка, которую в челябинских магазинах вы купите за 10 – 12 тысяч, здесь продаётся за полторы.
Кроме того, Хайнань славится отличными копиями швейцарских часов и, как я уже упоминал, продуктов Apple. Естественно, по весьма умеренным ценам.
Мао, стена и шопинг
Если из всего Китая вас интересуют исключительно производимые там товары народного потребления, достаточно прилететь в недельный тур в сам Пекин. Из всех его достопримечательностей русские почему-то всегда выбирают две: площадь Тяньаньмэнь, где погребён Мао, и Великую Китайскую стену. Что касается последней, то развлечение, скажем так, не для ленивых: экскурсия даже по тому небольшому участку, что открыт для туристов, выжимает из тебя все соки, особенно на жаре. Так что большинство наших очень быстро переходят к тому, зачем, собственно, прилетели — к шопингу. И отправляются на пекинский рынок с совершенно очаровательным для русского уха названием — Ябаолу. Процентов 80 китайского товара на просторах бывшего СССР сегодня — именно отсюда. Но понимание грандиозности масштабов торговли здесь приходит, когда видишь магазины в 30 – 40 этажей. Это потрясает.
Огромные торговые центры с узкими коридорами разбиты на клетушки-микроотделы. Все обязательно занавешены шторками. Чем торгуют в каждом, ты не видишь: хорошо если висит картинка-подсказка — одежда, обувь, техника… Но в большинстве случаев, чтобы понять, что за товар за каждой шторкой, нужно войти. Вот такая почти интимность.
Продаётся там, наверное, всё, что существует в современном мире. Кроме одежды, обуви, техники и чая весьма популярны всевозможные БАДы. Кстати, самая востребованная в Поднебесной биоактивная добавка — гель для увеличения груди. Оно и понятно, китаянки субтильны, но мода на большие «буфера» и их не оставила равнодушными. Так что все, кто может себе это позволить, втирают данный гель, и грудь действительно временно «набухает» на размер-другой.
Торговаться на Ябаолу не принято, но торгуются все. Кое-где первоначальные цены можно скинуть раз в десять: скажем, пуховик стоимостью в 300 юаней приобрести за 50 или 30 (курс: 1 юань ~ 5 рублей). Кстати, встретил там пару знакомых предпринимателей, у которых отделы в крупных и «дорогих» челябинских торговых центрах…
Торговля на Ябаолу в основном полуоптовая, но можно покупать и в розницу, штучно. А цены по нашим меркам реально смешные: например, брендовые джинсы, идеально подделанные, стоят от силы 150 – 200 рублей. У нас их будут продавать за три-шесть тысяч. И так — на всю одежду и обувь.
Отдельная история — шубы. Наши «бывалые» соотечественники развлекаются тем, что ходят по меховым отдельчикам и спрашивают: «У вас есть норковая шуба, но не китайская?» Продавцы сначала зависают, потом понимают. Фишка тут вот в чём: как рассказали знающие люди, для полноценной шубы «в пол» и с капюшоном требуется 36 шкурок, но граждане Поднебесной умудряются сшить её из 17 – 20. Стоит такая шубейка в среднем тысячу долларов. Кстати, беспошлинно можно вывезти: 3 телефона, 3 шубы и 20 килограммов основного веса, остальное — за дополнительную плату. Впрочем, отправить свой груз можно через систему карго, представительства которой там на каждом углу.
Китайская клавиатура
Меня давно волновал вопрос: как устроена китайская клавиатура, ведь у них только основных иероглифов, так называемый активный запас, — пять тысяч! Выяснилось, что раньше на каждую клавишу было забито несколько десятков символов — как в сотовом телефоне, жмёшь несколько раз на одну кнопку, пока не выберешь нужную букву. С появлением сенсорных экранов стало проще: рисуется пальцем часть иероглифа, а техника сама дешифрует остальное. Поэтому даже бомжи сидят с «айфонами».
Ритм жизни
Это миф, что китайцы с утра до ночи вкалывают. У них такие же выходные — суббота с воскресеньем, такой же рабочий день — 8 – 9 часов. Вот только безработица в полуторамиллиардной стране весьма приличная. Поэтому желающих трудиться чуть ли не за еду — хоть отбавляй.
Национальная идея и китайская мудрость
Образованные и состоятельные китайцы сегодня в открытую говорят, что они — нация-лидер. Мы, мол, доминируем в этом мире. Причём не только численно, но и экономически. Между прочим, они не преувеличивают: знакомые хабаровчане, например, подтверждают, что на востоке России уже свободно ходит юань. В Поднебесной же сегодня происходит революционный ребрендинг: ставшая притчей во языцех надпись Made in China будет преобразована в «Создано в Китае. С китайской мудростью». Другими словами, долгое время эта восточная империя сдавала в аренду свои, прямо скажем, дешёвые человеческие ресурсы, а также обеспечивала весь мир, опять же, дешёвыми и в основном качественными репликами мировых брендов. И сколотила весьма неплохие капиталы. Настало время подумать о репутации. Чем и заняты сегодня наши восточные соседи. С китайской мудростью.
Дружба народов
Особой любви к нам, русским, я там не увидел. Довольно спокойное, даже равнодушное отношение. В самом Пекине есть несколько памятников дружбы советско-китайского народа. Но в определённый момент Хрущёв и Мао поссорились, и это ощущается до сих пор. Впрочем, негатива, пренебрежения к нашим у них тоже нет. Мы привыкли к ним, а они — к нам. Но русскоязычные гиды там нарасхват. Думаю, у тех, кто владеет русским, английским и китайским, сегодня отличные перспективы. Потому что, как ни крути, а будущее — за Китаем.
Родион РАЗИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий